ДАЙДЖЕСТ: |
Уже допрашиваются
Как рассказал «ФедералПресс.Кавказ» помощник уполномоченного по правам человека на Ставрополье Владимир Полубояренко, в ходе проверки приватизации аэропорта Минеральные Воды уже допрашиваются бывшие высокопоставленные чиновники из команды экс-губернатора, в частности сам бывший глава региона Валерий Зеренков, его бывший первый заместитель Виктор Шурупов и экс-министр имущественных отношений Виктор Мельников.
В связи с имеющейся информацией правозащитники обратились к губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову, а также в прокуратуру Ставропольского края, в Следственное управление Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю с просьбой дать политическую и правовую оценку происходящим событиям, а также проинформировать население края об экономических последствиях проведенной приватизации.
Царский подарок
«Правозащитники и ранее обращали внимание на приватизацию аэропорта без конкурса, без общественного обсуждения и без представления расчетов экономической и социальной выгоды для жителей края, а также на то, что бывшие чиновники могли превысить свои должностные полномочия, – рассказывает Полубояренко. – В частности, почему бывший губернатор Зеренков, зная, что данного объекта недвижимости нет в списке приватизации, дает поручение своему первому заместителю Шурупову внести вопрос о приватизации аэропорта Минеральные Воды на рассмотрение правительства Ставропольского края, а тот дает задание своему подчиненному Мельникову подготовить документы и представить их на рассмотрение, предварительно проведя оценку? Доля собственности края оценена в 1 миллиард 40 миллионов рублей (30 % акций), а ценные бумаги инвестора в 2 миллиарда 520 миллионов рублей (70 % акций). Не царский ли подарок инвестору? Данные деяния могут содержать признаки тяжкого преступления по части 2 ст. 286 УК РФ (с санкцией до 7 лет лишения свободы), а также могут повлечь существенное нарушение интересов Ставропольского края с ущербом более 1 миллиарда рублей».
Напомним, о том, что Ставрополье может потерять контроль над воздушными воротами Кавказа, идет речь уже несколько лет: нюансы приватизации аэропорта интересуют и бизнесменов, и парламентариев.
Ставропольский аэропорт Минеральные Воды, в модернизацию которого федеральный и краевой бюджеты вложили за последние годы около трех миллиардов рублей, может выйти из-под влияния правительства. Вопрос с приватизацией и участием региона в управлении краевые депутаты считают сложным и тревожным. Дело рассматривалось в арбитражном суде Ставрополья, но об итогах СМИ так и не узнали.
Сложная сделка
В декабре 2012 года единственным владельцем крупнейшего в СКФО аэропорта стала вновь созданная управляющая компания. С этой компанией связан ряд ключевых эпизодов в истории с приватизацией минераловодского аэропорта. В декабре 2012 года власти Ставрополья передали полный пакет акций ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» рыночной стоимостью 1 млрд рублей из краевой собственности в уставный капитал новообразованного ОАО «Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды». Вместе с минимущества края его соучредителем стало ООО «Аэроинвест».
Тогда регион обменял 100 % акций аэропорта номиналом 740,8 млн рублей на 30 % уставного капитала, которые оценили в 1,04 млрд рублей, еще 70 % акций уставного капитала стоимостью 2,42 млрд руб. выкупил владелец аэропорта «Храброво» (Калининград) – московское ООО «Аэроинвест». 40 % в капитале самого «Аэроинвеста» принадлежит бермудскому офшору «К-Джет Компани ЛТД», 60 % – московскому ООО «Аргамак», аффилированному с компаниями холдинга «Синдика». Кстати, отсутствие четкой информации о конечных бенефициарах «Аэроинвеста» депутаты считают одним из аргументов в пользу прекращения отношений с инвестором.
Как рассказал экспертному каналу источник в думе края, парламентарии могут только догадываться об истинных хозяевах 70 % акций. «У Ставрополья 30 %, а мы не знаем точно, кому принадлежит остальное. На островах Бермудских зарегистрированы. И, конечно, возникает много вопросов. В том числе, как мы управляем своей частью? Как мы участвуем в дивидендах? Мы же говорим о бенефициарах, у нас офшорная экономика, это все законно. По этому поводу мы общались с Валерием Зеренковым, он заявил, что в первую очередь надо управлять хорошо 30-процентным пакетом и добиваться дивидендов в бюджет», – отметил источник.
Два миллиона на реконструкцию
ООО «Аэроинвест» внесло в уставный капитал управляющей компании ценные бумаги на 2,4 млрд рублей, хотя, по некоторым оценкам, их реальная стоимость значительно ниже. Эта сделка вызвала вопросы не только у общественности, но и у регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ЮФО. А значит, краевые власти все же могут утратить контроль над «воздушными воротами Кавказа».
Реорганизация аэропорта началась еще четыре года назад, когда было ликвидировано ФГУП «Кавминводыавиа». Государственное предприятие было разделено на две структуры: прибыльный аэропорт и авиакомпанию, на которую взвалили все долги, которые числились за «Кавминводыавиа».
Перевозчик был передан в ведение госкорпорации Ростехнологии, которая поначалу обещала отдать его под крыло «Аэрофлота», чтобы создать здесь учебно-техническую базу. Но затем в корпорации изменили решение – согласились банкротить «Кавминводыавиа», которой больше не существует.
А вот для аэропорта быстро нашелся частный инвестор – московская компания «Кредитинвест», контролируемая группой «Синдика». «Кредитинвест» вложил в реконструкцию аэропорта почти 2 млрд рублей. Пока на деле продолжалась реконструкция, на бумагах шла передача имущественного комплекса вновь созданному акционерному обществу. Аэропорт Минеральные Воды принимает который год подряд миллионного пассажира и уверенно перешел в категорию тяжеловесов – аэропортов-миллионников.
Туман вокруг взлетной полосы
Тем временем туманная ситуация вокруг аэропорта Ставрополь и его неизвестного инвестора не стала яснее. Ставропольский аэропорт никогда не был крупным авиационным центром. В последние десятилетия с ним работало всего несколько авиакомпаний, и здание аэровокзала чаще всего можно было увидеть пустым. В аэропорт даже не ходил общественный транспорт, несмотря на его близкое расположение к краевому центру. Четыре года назад региональное министерство промышленности, энергетики и транспорта заявило, что переломный момент в авиасообщении со Ставрополем настал, и буквально в ближайшие месяцы аэропорт наконец-таки расширит географию полетов. Так, в министерстве утверждали, что уже начаты переговоры о сотрудничестве более чем с десятью авиаперевозчиками. Уже с 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. У ставропольчан наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120.
Тем не менее для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также «параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными». «Тем не менее мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Востребованными в регионе будут и регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в 2011 году в минпроме. Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла.
Кому продали?
За последние годы ситуация вокруг аэропорта изменилась, но не кардинально: был обновлен фасад здания, выполнено его остекление, реконструирована лестница для международного прилета, обновлен зал ожидания и появился новый зал вылета. Кроме того, обустроили привокзальную площадь, а накопитель расширили со 130 до 200 мест, поменяли бордюры и разбили клумбы. Это был первый этап реконструкции воздушной гавани. На его реализацию было потрачено более 100 млн рублей. На следующем этапе планируется сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить ее на 400 метров – до трех километров.
Но ни новый зал ожидания, ни красивый автобус не способствовали резкому расширению географии полетов. На сегодняшний день в международном аэропорту Ставрополь работают пять авиакомпаний помимо «Турецких авиалиний»: S7, «Дон», «Аэрофлот», «ЮТэйр», и «Трансаэро», которые осуществляют рейсы в Москву.
Генеральный директор международного аэропорта «Ставрополь» Николай Апальков рассказал, что аэропорт попал в федеральную целевую программу. В 2015 ожидается капитальный ремонт взлетной полосы. На это уйдет более 1 млрд рублей из федеральной и краевой казны, а также частных инвестиций.
Во время губернаторства Зеренкова 49 % акций ОАО «Международный аэропорт Ставрополя» были проданы частной структуре за 21 млн рублей. Представители депутатского корпуса выражали обеспокоенность ситуацией и заявляли об опасности потери государственного контроля над воздушными воротами краевого центра. Краевые депутаты отмечают, что аэропорт находится в краевой собственности, однако с помощью ряда финансовых схем доля государства в нем значительно сократилась, и реальна угроза того, что в дальнейшем аэропорт может уйти из под контроля правительства края. Краевые СМИ, проводившие расследование вокруг покупки аэровокзала, заявляют, что он принадлежит людям, близким к экс-губернатору Ставрополья.
АЗЕРБАЙДЖАН. Березуцкий может возглавить азербайджанский клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев и Дональд Трамп провели телефонный разговор
ЧЕЧНЯ. Чеченские предприниматели принимают участие в международной бизнес-миссии в Турции
АЗЕРБАЙДЖАН. Мусульманский календарь на 2025 год: праздники, посты, новый год
КАРАБАХ. Пей витамины для здоровья, а не во вред! Советы от врача
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе простились с рядовым, стрелком Владимиром Александровичем Лукинским