ДАЙДЖЕСТ: |
У нас очень громоздкая система государственного управления. Администрация президента и Кабинет министров по сути дублируют многие функции и полномочия. Это сложившийся факт.
- Мы предлагаем уйти от дублирования функций, увеличить скорость принятия решения, и улучшить качество работы структур власти.
- В первоначальном проекте Конституции Республики Абхазия должность премьер-министра отсутствовала. Об этом не раз говорили те, кто работал над текстом основного документа страны. Кроме того, один из бывших президентов Абхазии вносил на рассмотрение в Парламент законопроект о внесении изменений в Конституцию РА, одно из которых предусматривало отмену должности вице-президента. Такие идеи не новы, они озвучиваются в обществе, более того, мне известно, что и комиссия по конституционной реформе тоже обсуждает подобного рода вещи.
Учитывая малочисленность нашего народа, мы не нуждаемся в таком количестве руководителей высокого уровня. Президент по Конституции является главой государства. В соответствии с конституционным законом «О Кабинете министров», исполнительную власть в Республике Абхазия возглавляет Президент
«Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент Республики Абхазия руководит Кабинетом Министров Республики Абхазия», - гласит статья 3 закона.
По факту, принимая во внимание нашу нормативно-правовую базу, получается, что премьер-министр практически не обладает никакими полномочиями. То же самое можно сказать и в отношении вице-президента. В нашем случае не нужны и вице-премьеры.
- Президент напрямую будет общаться с министрами. В настоящее время, инициативы, которые исходят от министерств, проходят несколько стадий согласования. В итоге, когда документ возвращается в министерство, он зачастую претерпевает такие изменения, что автор не узнает его.
Приведу пример: министерство экономики выступает с инициативой, свои предложение оно передает в Аппарат Кабинета министров, а точнее в экономический отдел, потом документ поступает к вице-примеру, далее - к Премьер-министру, вслед за этим - в экономическое управление Администрации президента, потом его рассматривает помощник президента по экономическим вопросам, и уже после всего этого документ попадает к главе государства. Вот такой сложный многоступенчатый путь прохождения.
Совершенно очевидно, что, во-первых, теряется время; во вторых, происходит ненужное дублирование. Получается, что несколько человек выполняют одну и ту же работу, что не имеет смысла. И это вместо того, чтобы применить их навыки совершенно в другом направлении, от чего будет гораздо больше пользы.
Кроме того, нынешняя система исполнительной власти снижает ответственность президента.
Много раз в новейшей истории Абхазии производилась смена премьер-министра в целях достижения некой политической стабилизации. По факту, все решения принимает президент, а премьер-министр за все отвечает, но ничего не решает!
- Как показала практика президентства последних двух глав государства, функция исполнения обязанностей президента вице-президентом в случае отставки главы государства, оказалась бесполезной. В одном случае обязанности президента исполнял спикер парламента, а во втором - премьер-министр.
И по Конституции речь ведь идёт о замене президента сроком на три месяца, в течение которых необходимо провести новые президентские выборы. По нашему мнению, в новой модели временно заменять президента может один из министров по решению парламента. А в случае невозможности исполнять обязанности президента ни одним из министров, временное управление перейдёт к спикеру парламента.
Я считаю, что у главы государства значительно прибавится нагрузка, но и у министров будет больше ответственности и полномочий. Министр будет напрямую общаться с президентом, что позволит президенту получать больше информации, учитывая то обстоятельство, что министерства активно взаимодействуют с населением, обращающимся к ним по разным вопросам. А эта прослойка между президентом и министрами мешает работе.
Абхазии нужны серьёзные программы развития, и АНД будет их предлагать. Одна из первых наших инициатив - это реформа система государственной власти. Речь идет не только об упразднении тех или иных должностей, но и о слиянии отдельных структур и переформатировании самого Кабинета министров. Сегодня же у нас до 30 центральных органов власти. Мы будем предлагать сократить их количество примерно вдвое. Это лишь общие контуры.
- Чуть позже мы представим подробную схему действий АНД в этом направлении.
Если наши предложения будут восприняты главой государства, мы готовы проработать и нормативно-правовую часть, а именно подготовить соответствующие проекты законов. У нас достаточно много специалистов, которые готовы сделать это ради страны абсолютно безвозмездно.
Предлагаемая нами реформа не является чем то исключительным. Во многих странах так делается и это довольно эффективно.
На каком-то этапе нашей истории действующая поныне система власти была нужна и оправдана. Но сейчас нам нужна консолидация всех лучших сил страны и централизация власти в руках Президента.
- В АНД обсуждаются и другие предложения. Мы также обсуждаем вопросы касающиеся реформы избирательной системы. Пока это лишь наброски, но мы склонны поддерживать смешанную систему выборов депутатов Парламента. В ближайшее время мы представим свое видение и по этому вопросу.
Многое из того, что я здесь говорю, озвучивалось в разное время, но до реализации этих идей дело так и не дошло. Поэтому мы призываем власть начать действовать и проводить реформы.
- Изменения, безусловно, нужны. Некоторые решения судейского корпуса, мягко говоря, сильно удивляют не только нас. Когда рецидивисты и преступники, за которыми шлейфом тянется не один десяток преступлений, могут выйти на свободу, под разными предлогами, это не может не беспокоить.
Ссылки на то, что в нашем законодательстве есть пробелы и изъяны, понятны. Но я не припомню ни одного случая, чтобы хоть один судья, который видит явную несправедливость, подал в отставку.
Решения, принимаемые судом, должны быть абсолютно непредвзятыми. В нашем случае это происходит не всегда. Яркий пример - это решение Верховного суда Абхазии по итогам президентских выборов 2019 года. Один и тот же суд принял два противоречивых решения, и одно из них было конъюнктурным.
При этом принимается очень много справедливых и правильных решений, и это надо ценить. Но, в тоже время, есть и примеры, которые бросают тень на всю судебную систему.
- Это будет командное решение. Пока я не готов ответить на этот вопрос.
У нас, как известно, объединённая оппозиция. На этом этапе мы готовим общий список кандидатов в депутаты Парламента. На выборах в Парламент оппозиция будет представлена достаточно широко. Это я могу гарантировать.
- Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что воплощение в жизнь наших предложений как минимум в два раза улучшит качество принимаемых решений, повысит персональную ответственность чиновников и эффективность их работы, а также сократит время на принятие решений.
В целом, я очень оптимистично смотрю на будущее нашей страны. На данном этапе, действующая власть никак не может приступить к реформам. Есть реформы, осуществление которых никак не зависит от пандемии коронавирусной инфекции и всего остального. Мне не понятно, что именно ей мешает.
РОСТОВ. В Ростове автобус выехал на рельсы и столкнулся с поездом
АРМЕНИЯ. Подписи за вступление Армении в ЕС начал проверять ЦИК
РОСТОВ. В Ростовской области возбудили уголовное дело из-за гибели двоих детей на пожаре
АРМЕНИЯ. Землетрясение произошло на границе Ирана, Азербайджана и Армении
Все виды автозапчастей на Гранту и авто других марок и моделей
АСТРАХАНЬ. В Астрахани арестовали двоих за нападение на футбольного тренера