Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Хуррито-урарты и нахи


Просмотров: 705Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Хуррито-урарты и нахи
ЧЕЧНЯ. Крушение Урарту.

Миграционные процессы, вызванные крушением Урарту, во второй половине тыс. до н.э., захватили далеко не все коренное население этой страны – наличие хуррито-урарто-нахского этнического элемента довольно явственно прослеживается на начальном этапе армянской государственности. Первоначально Армения как государство представляла собой родоплеменной союз, составные единицы которого назывались нахарарствами, каждое из которых обладало внутренней автономией и выставляло собственное войско. Институт нахарарств долгое время являлся основной формой организации политической и социально-экономической жизни Армении. В его основе лежала система наследственного землевладения, при этом крупные землевладельцы занимали государственную должность по праву наследования. Тем самым в древней Армении власть была разделена между царем и высшей знатью.

Высказывалось предположение, что термин нахарар заимствован в армянский язык из парфянского языка и имеет значение «первозданный, первородный». Но бесспорно, что первоначально этим термином обозначались предводители высшей родовой аристократии. При этом нахарарские роды делились на три категории в зависимости от происхождения: от древнейшего населения страны, от поколения Хайка и пришлые знатные роды, которым армянские цари нахарарство жаловали. Например, нахарарские роды Арцруни, Гнуни и Бдешхов считались ассирийского происхождения.

Таким образом, в древней Армении изначально сложился механизм адаптации в ее государственное устройство знатных фамилий различного происхождения, в том числе и представлявших доармянское население страны. Именно благодаря интеграции населения хуррито-урарто-нахского происхождения в армянском языке какая-то часть административно-социальной терминологии имеет неармянское происхождение. К их числу, предположительно, относятся названия административных территорий и государственных должностей с основой нах. Таковым является и термин нахарар, служивший для обозначения как высшего аристократического титула, так и отдельной административной единицы.

Нахчери.

В числе армянских нахарарств одно носило название Нахчери и просуществовало до VIII в. н.э. В армянском языке есть еще два термина с основой нах – нахапет и наханг. Наханг – крупная административная единица в древней Армении. Таковых насчитывалось всего 15. А вот нахапет – название должности в государственном аппарате, но также употребляется и как мужское имя. Возможно, еще два титула армянской родовой знати имеют нахское происхождение – малхаз и мамак. Первый принадлежал князьям Хорхоруни, второй – князьям Мамиконидам, происходившим «от царя страны ченов». В основе первого титула видится чеченское малх – «солнце», а за ченами видят цанов/цаннов, живших по соседству с Тайком, родовой областью Мамиконидов, которые еще в VI в. сохраняли свою этническую индивидуальность. Из «страны ченов/цаннов» вышли также предки грузинских князей Орбелиани. В завершение следует отметить, что большая часть населения Армянского нагорья могла быть ассимилирована армянами уже в V–IV вв. до н.э., но какая-то часть нахо-урартов сохраняла свой язык вплоть до конца I тыс. нашей эры. 

Складывание Кавказской Албании. 

Начальный этап албанской государственности на Восточном Кавказе (бассейн нижнего течения р. Куры), в изложении древних армянских, армяно-албанских и грузинских письменных источников, также полон неопределенности и противоречий, как и аналогичные этапы армянской и картлийской государственности. Собственно, албанская и армянская историческая традиция связывает становление Албанского государства с деятельностью армянского царя Валаскара (Валаршак/Вагаршак) на рубеже старой и новой эры, который якобы назначил народам, жившим на северо-восточных границах Армении, правителя по имени Арран.
Это обстоятельство предполагает, что албанские правители изначально находились в вассальной зависимости от армянских царей, а само албанское государство создавалось едва ли не как восточная провинция Армянского царства.

Ряд исследователей давно уже обратили внимание на противоречие между реальной историей возникновения самостоятельных государств Закавказья и сообщениями армянских, грузинских и албанских источников о первоначальном доминировании Армении.

Реальное возвышение Армении началось только во II в. до н.э. и продолжалось сравнительно недолго. Противоречат этому и сообщения античных авторов, из которых очевидна полная самостоятельность албанских правителей. Кавказская Албания в их описаниях предстает как многонациональное государство, состоящее из 26 племен: «…у албанов выдающиеся цари: ныне царь над всеми властвует: прежде каждое племя, имеющее свой язык, имело своего царя». Не вызывает сомнения, что и в этом случае армяно-албанская историческая традиция перенесла на прошлое ситуацию, сложившуюся в период упадка Кавказской Албании. Косвенно на это указывает и официальная родословная албанских царей, восходящая к Иафету, одному из сыновей библейского патриарха Ноя. И что примечательно, в ней встречаются имена, уже известные по родословной армянских правителей, в частности «Скайорти, который получил корону от вавилонского царя».

Урмия и Манейское царство.

Столь древняя родословная албанских царей предполагает, что их царствование началось в урартскую эпоху, и приводит нас в ту же область, откуда начиналась армянская государственность. Это территория вокруг оз. Урмия, где письменные источники фиксируют немалое число государственных образований: Замуа, Гильзан, Аллабриа, Месси, Манна, Парсуа, Уишдиш, Гизилбунда, Андиа, Зикерту, Сангибуту, Пулуади и др.

Позднее большая часть этих стран вошла в состав Манейского царства, а после его гибели примерно в одно время с Урарту, доминирование в Прикаспии на короткое время перешло к племенному союзу во главе с каспиями. Как уже отмечалось, в эту эпоху проходят массовые миграции в сторону Кавказа и Восточное Закавказье в этом смысле не было исключением. Можно даже предположить, что миграция в восточные области Закавказья начались даже несколько раньше, чем переселение на Центральный Кавказ – начиная с VIII–VII вв. до н.э. в Приурмийский район активно проникают ираноязычные племена.
Надо полагать, что политические потрясения, вызванные крушением Персидской державы Ахеменидов и образованием новых государств (например, Атропатены на месте Манейского царства), вызвало новую волну миграции в северном направлении.

Еще одно (третье по счету) массовое перемещение значительных масс населения по территории Атропатены и Кавказской Албании произошло на рубеже старой и новой эры. В частности, анийцы, гелы, утийцы и некоторые другие племена передвинулись на север и обосновались в междуречье Аракса и Куры.

Армяно-албанская историческая традиция.

Армяно-албанская историческая традиция позволяет предположить, что появление албанской государственности произошло в период завоеваний Александра Македонского, т.е. в конце IV в. до н.э. Однако античные авторы упоминают албан в войске персидского царя Дария III в сражении при Гавгамелах, решившем судьбу державы Ахеменидов. Причем в построении персидского войска албаны занимали почетное место рядом с царской фалангой, а значит, обладали тяжелым вооружением и были обучены сражаться в плотных боевых порядках, т.е. не могли быть простым племенным ополчением.

О высоком уровне общественно-политического и экономического развития Албании свидетельствует и наличие в этой стране 29 городов. Это позволяет предположить, что массовая миграция хуррито-урарто-нахского этноязыкового элемента на север, связанная с гибелью Урартского государства, в какой-то мере затронула Восточное Закавказье и могла стать определенным импульсом к возникновению албанской государственности. Надо учитывать также, что территорию, прилегающую к Каспийскому морю, издревле заселяли преимущественно дагестаноязычные (восточно-кавказские) племена. Даже если допустить, что после крушения Урарту нахский этноязыковый элемент какое-то время доминировал в Восточном Закавказье, то миграции IV–III вв. до н.э. и рубежа старой и новой эры, охватившие в этой части Закавказья преимущественно дагестанские племена, должны были привести к существенному изменению этнического баланса в Кавказской Албании.

Источник: Ахмадов Я.З., Гумба Г.Д., Курумов Д.С., Хасмагомадов Э.Х. История нахов Передней Азии, Кавказа и Чечни с древнейших времен до конца XV века. М.: Литера, 2019. – 686 с.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"