Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Тамга у народов Кавказа


Просмотров: 1 471Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Тамга у народов Кавказа
Начиная со Средневековья до начала XX-го века в быту народов Северного Кавказа огромную роль играли знаки и символы называющиеся «тамги». Само слово произошло от тюркского языка, изначально имеющее значение «клейма», обозначавшего собственность.

В период существования Золотой Орды с XIII по XVIвв. данный термин распространился в странах Восточной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Кавказа, где помимо прежних значений приобрёл новое. Тамгой называли денежный налог, взимавшийся с торговли, ремесла и различных промыслов в некоторых восточных странах и в России.

От этого же слова происходит всем известная «таможня», однако факт тюркского происхождения «тамги» не является доказательством того, что сами знаки родовой или племенной принадлежности были придуманы исключительно тюрками.

На самом деле тамги выполняли самые разнообразные функции: от того, что наносились на собственности, будь то тело животного или оружие до фамильного герба. Вся геральдика — историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования — выросла из идеи первобытного человека, где мир разделялся на «свой» – «чужой».

«Как опознавательный знак «тамга» считается началом зарождения древних алфавитов. Клеймо по изображению и способу нанесения характеризуются различными особенностями и традициями»

Первые кто зарисовал северокавказские тамги были не безызвестные писари Конюшенных и Посольских приказов русского государства. Их работа заключалась в том, чтобы фиксировать количество лошадей, подаренных представителями различных народов, проживающих по ту или иную сторону от хребта царскому двору. Они по долгу службы внимательно изучали масть, возврат, высоту и другие особенности коней, в том числе воспроизводили на бумаге нанесённые на животных клейма.

Ценность этих совсем ненужных на первых взгляд документов позволили составить коллекцию фамильных тамг того периода. Иногда в них сообщались такие удивительные факты, как имя владельца тамги и стороны лошади, на которой находилось клеймо.

«Все знаки, названные «тамгой», можно приравнять к символам. Несмотря на то, что они воспринимались как средний этап письменности между изображением и буквой, обладали широкими изобразительными возможностями, что еще раз подтверждает их сложность и многогранность»

Так как тамги были характерны для многих народов мира, то люди, имея знания о знаках использовали их для определения принадлежности человека к тому или иному этносу. Если кочевой народ начинал движение, пересекая границы, то символ рода зачастую подвергался изменениям. Таким образом исследователями устанавливались древние связи племён.

]В процессе собирания и изучения кавказских тамг учёный Л. И. Лавров связывал их закрепление с распространением у местных жителей табунного коневодства, однако родовые знаки на Северном Кавказе выполняли несколько иные функции от тех, которые были обозначены ранее.

Тамга ставилась как «производственное клеймо», когда владелец целенаправленно занимался улучшением породы и выводил свою собственную.

Тамга использовалась как «подпись или печать», зачастую ставилась на дверях кунацкой или официальных документах.

Тамга выполняла «роль герба» — её могли наносить на знамени или могильном памятнике.

«Тамгой на Северном Кавказе и в Закавказье называют знак собственности, налагаемый хозяином-скотоводом на своё стадо — овец, коров и особенно лошадей для отличия одного хозяйства от другого»

Тамга, являясь общим для все фамилии, с течением времени становилась неким гербом, однако внутри рода встречались семьи, которые обзаводились собственным знаком, мало чем отличимым. Имея общую форму, находились различия лишь в деталях, но легко опознаваемое сходство подчёркивало принадлежность к общему предку.

Когда одно семейство отделялось от рода — это знаменовало ослабление внутрифамильных связей, которые отражались на видоизменении тамги. То же самое происходило, когда два племени различного происхождения заключали союз. Много сходств было найдено между кавказскими родовыми знаками с ногайскими и крымскими.

Встречалось и такое, что одна и та же тамга совпадала у совершенно разных фамилий. Почему так происходило? Учёные объяснили данное явление четырьмя причинами:

— случайностью;

—зависимое сословие часто пользовалось «тамгой своего господина»;

—после смерти последних членов одного рода, тамгу мог присваить другой;

—общим происхождением.

«По имеющимся этнографическим данным, в качестве прототипа для тамги выступали простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник, угол и так далее. Возможно, прообразом многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям»

Объяснение смыслового значения тамговых знаков граничит с риском перейти границы разумного, однако объективно можно сказать о том, что кавказские изображения представляют собой вариации одного и того же комплекса фигур: круга, лиры, дуги, буквы «П». В этом усматривается «результат тесных и длительных взаимосвязей, существовавших у разноязычного населения Кавказа».

Другой исследователь С.Я. Байчоров сделал не менее важное открытие в изучении данной темы. Он выяснил, что тамги являлись символами гражданского статуса, которые разрешали или не разрешали проживать данному роду в конкретном населённом пункте.

«Наряду с «клеймом» и «тамгой» стояло слово «тавро», означающее знак, которым коннозаводчики отмечали своих лошадей. Наследовался подобно фамильному гербу, в редких случаях изменялся. Отсюда — «тугра», личный знак государственных деятелей стран Востока.»

Главный родовой знак горцы ставили на ляжку или лопатку лошадей, иногда коров. Дополнительное клеймо наносилось на щеку и представляло собой часто уменьшенное в 2-3 раза изображение основного тавра, однако изготовление железного трафарета — удовольствие не из дешёвых, а требовало известных расходов, поэтому не все такое могли себе позволить. Поэтому на Кавказе распространение получило явление, когда одним и тем же тавром пользовались люди не только связанные узами родства, но и даже друзья и соседи. Когда человек давал зайклеймить собственное животное своей тамгой, то это считалось показателем доверия и уважения. В народе бытовала следующая пословица: «Тавро честью обладает».

Для того, чтобы молодое поколения помнило свой фамильный знак, старшие прибегали к хитрости. Они помимо хранения железного трафарета наносили тамгу на участок земли, котёл, оружие, посох, лопата, музыкальный инструмент. Символ рода вышивался руками прекрасных мастериц в виде орнаментальных мотивов на одежде или войлочных коврах.

Проблема сохранения информации о тамгах прослеживалась и у других народов. Например, туркмены помещали родовой знак прямо в центральной части ковровых изделий.

История возникновения знаков и символов периода древнего, средневекового и нашего человека всегда пересекалась с развитием общества. Они проходили длительный путь, связанный с памятью. Если ставить в пример тамги Северного Кавказа, то поскольку каждая горская фамилия имела на кладбище свой «участок», то и традиционная структура текстов на могильных плитах XIX — начала XXвека были однотипны.

Наверху памятника стояла эмблема ислама – полумесяц со звездой, а ниже шёл традиционный орнамент. Под ним могли изобразить атрибут костюма, поясняющий пол погребённого: женский нагрудник или мужские газыри. Далее был текст молитвы и имя усопшего. В самом конце ставилась фамильная тамга и дата смерти. Ещё ниже могли вырисовываться схематические изображения, поясняющие профессию: ножницы, игла, шашка, коврик для намаза.

Тамга нередко наносилась и на боковые плоскости надгробной плиты изредка на тыльной стороне, но всегда присутствовала. Вероятно, такие «эксперименты» проводились с целью экономии лицевой части. Каменные могильные камни с изображением родового знака являлись надёжной формой передачи тамги следующим поколениям. Память о прошлом и предках — вот, что было важно.

«В народных преданиях говорилось, что если возникал спор о чьём-либо происхождении, то истец должен был доказать свою принадлежность к той или иной фамилии, представив оригинал тамги, сделанный из железа»

Фамильное тавро не только обозначало собственность, но и являлось классическим документом, подтверждающим происхождение человека. Так как на Кавказе было распространено разбойничество и угон скота, то использование клейма могло дать гарантию, что скот никто не тронет, если родовой знак принадлежит сильной княжеской семье.

Когда произошло присоединение Кавказа к Российской империи, то в середине XIX-го века некоторые древние горские тамги изменяются и начинают представлять собой начальную букву фамилии на русском языке. По мнению некоторых исследователей, среди родовых знаков можно встретить ряд, изображений, являющихся явными вариантами грузинского алфавита.

Очень важную роль горские тамги имели в расчётных делах скотоводов. Если чабан брал несколько стад у разных семей, то по клейму ему было легче определять у какой фамилии он взял то или иное число овец. Как производился расчёт? Имеется даже описание: «Он, хозяин, выделяет из своего стада около ста овец…Это маленькое стадо тотчас метится особым знаком. По истечении пяти лет весь приплод, а равно и помеченные бараны делятся пополам, одна половина идёт в собственность работника и служит платою за труд, а другая половина идёт владельцу».

Как наносилась тамга на тело животных? Пометку ставили путём выжигания: к телу прикладывали раскалённое железное клеймо, а после рану посыпали солью и через некоторое время, когда спадал струп, на теле чётко просматривался знак собственности. Экзекуция производилась в возрасте 1-1.5 лет.

На самом деле тавро позволяло быстро находить то или иное животное в большом стаде, табуне или отаре. Когда происходило несчастье и пропадала скотина, то знаки собственности какого-нибудь старшины или князя были известны не только внутри селения, но и за пределами, и каждый кто обнаруживал животное считал своим долгом доложить об этом хозяину. За приятную весть всегда щедро одаривали.

Во многих исследованиях встречается информация о том, что родовой знак напрямую связан с духами предков, которые питают семью жизненными силами. По этому поводу была одна версия, согласно которой тамги являлись изображениями богов отдельно взятой фамилии или духов-покровителей. Их сила также распространялась на фамильную собственность. Дабы сохранить, а чуть позже и схоронить на неё ставилось клеймо — личина божества, выраженная в формах простейших геометрических фигур.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"