ЧЕЧНЯ. Про знаменитого Хасуху Магомадова написано уже много. В интернете можно найти рассказы, пересказы, комментарии, интервью его брата и сына… Особенно красочно, как и подобает поэту, описал его историю Муса Гешаев. Обычно, выдержки из его очерка чаще всего цитируются в социальных сетях и в сочинениях разных авторов. В 1939 (по версии КГБ) году в селе Хьен-Кхаьл (ныне, официально – Асланбек-Шерипово) Хасуха Магомадов поссорился с односельчанином и в возникшей драке тот погиб от кинжала. Вскоре между кровниками произошло примирение, родственники убитого простили Хасуху, чего не собиралась делать Советская власть. Хасуха вынужден был скрываться от милиции и КГБ, как оказалось, всю оставшуюся жизнь. Затем началась война, произошло выселение чеченцев в Среднюю Азию. Хасуха остался на родине, вёл борьбу против своих преследователей, а также наказывал мародеров, повадившихся в опустевшие чеченские села.
Политбандит. Власть и КГБ называли Хасуху “политическим бандитом (“политбандит”)”. Но мы-то знаем, что Хасуха не был никаким бандитом, тем более, политическим. Он не грабил людей и банки, не нападал на государственные учреждения, не вёл антисоветскую пропаганду и целенаправленную вооруженную борьбу против Советской власти. Он всего лишь защищался от тех, кто его преследовал. И, наверняка, хотел бы спокойно дожить свои дни дома среди родных, если бы его оставили в покое. Люди, конечно, знали, что Хасуха не бандит и помогали ему, несмотря на угрозы, давление и репрессии КГБ. Так, еще до выселения 44-го года, НКВД (предшественник КГБ) сжигал дома известного религиозного деятеля Сайд-Али Аслаханова из с.Дехь-Йисте и его родственников Муки и Локи под предлогом, что у них ночует Хасуха. Несмотря на это, Хасуха всегда находил у людей поддержку, приют, пищу, одежду. А иначе он и не смог бы столько лет находиться в подобном, нелегальном положении. Но, надо понимать, что такая жизнь научила Хасуху быть крайне осторожным. Доверял он, разумеется, не всем подряд, а только людям, которых хорошо знал.
Секретная операция. 29 ноября 1974 года Хасуха ночевал у своего близкого друга Абдурахмана. КГБ стало известно, где будет ночевать Хасуха. Операция по его ликвидации готовилась чекистами в таком строжайшем секрете, что об этом не были поставлены в известность ни районный отдел милиции, ни (даже) руководство Советского района. На рассвете двенадцать КГБ-эшников, вооруженных автоматами, во главе с тремя подполковниками окружили дом Абдурахмана, где находился Хасуха. КГБ-эшники окружили дом Абдурахмана и крикнули: “Хасуха, сдавайся, дом окружен.” В ответ раздался выстрел. Позже КГБ-эшники пытались выставить Салько героем, погибшим именно от этого выстрела (так как Хасуха в эту ночь больше не стрелял), но эта затея провалилась из-за одной женщины. После выстрела Хасухи КГБ-эшники открыли шквальный огонь из автоматов, превратив саманный домик в решето. До этого в дом была брошена дымовая шашка, которую Хасуха накрыл одеждой и выкинул обратно. После этой массированной атаки Хасуха был ранен, а Салько, посчитав, что он наверняка мертв, поспешил заскочить в дом, чтобы урвать побольше славы. Стоящий за дверью Хасуха проткнул его кинжалом и выскочил во двор. КГБ-эшники, ожидавшие увидеть триумфальный выход Салько, оцепенели от ужаса и этого мгновения Хасухе хватило для того, чтобы в несколько прыжков преодолеть маленький огород и спрыгнуть с обрыва
Преследовать его КГБ-эшники струсили и начали вызывать войска Грозненского гарнизона. Но поймать Хасуху, который знал каждый кустик в этих местах, они, естественно, не смогли. Да, и не хотели. Солдаты, отслужившие кто год, кто полтора, а то и два, и мечтавшие о дембеле, явно не горели желанием встретиться с грозным абреком, о котором были наслышаны.
Необходимые пояснения. Ночь 29 ноября 1974 года, когда был убит Салько. является самым спорным моментом этой истории. Засекречена была не только сама операция по поимке Хасухи, но и ее последствия. Не было никакой информации о том, что происходило в доме Абдурахмана – ни официальной, ни людской, потому что не было свидетелей. КГБ состряпал свой сценарий произошедшего для служебного пользования, а людская молва трактовала эти события по разному, как говорится, кто на что был горазд. Позже сын Хасухи – Дени (также, как и брат абрека – Джалмирза) обвинил Абдурахмана в том, что он донес на Хасуху в КГБ. Эти обвинения отвергает сын Абдурахмана – Муса Он рассказывает в интервью “Радио Маршо”, что Абдурахман был клятвенным (дуй беан) другом Хасухи. Когда Абдурахман, одним из первых, вернулся домой из сталинской ссылки, Хасуха помогал ему деньгами на постройку дома. Дени говорит, что не обижается на Абдурахмана, потому что тот был запуган властью, под прессом КГБ, ибо и на него самого постоянно “стучали”, что Хасуха часто ночует у него. Это опровергает сын Абдурахмана – Муса, который ответил Дени и рассказал как всё происходило в действительности.
Из аудиозаписи Мусы (на чеч. языке). Суть вкратце такова. В доме была вся семья Абдурахмана – жена и двое сыновей. На рассвете в окно постучали, Абдурахман вышел и его сразу скрутили. Один из КГБ-бэшников говорил на чеченском и спросил: “Он там?”. Абдурахман несколько раз ответил – “нет”, но когда чекисты двинулись в дом, крикнул: “Стойте! Он внутри, он убьет вас”. Тогда в дом была брошена дымовая шашка. Хасуха выкинул ее обратно и сказал женщине, чтобы взяла детей и выходила из дома. Когда они покинули дом, КГБ-эшники обрушили на него шквал огня. Затем включили мощный прожектор и в это момент Хасуха застрелил Салько, который управлял этой лампой. Раздались крики “Салько убили!”, остальные КГБ-эшники попрятались, а Хасуха быстро дошел до обрыва и исчез. Абдурахмана осудили по статье “бандитизм” на 10 лет. Интересный момент, на который следует обратить внимание. В этом же интервью Дени Магомадов говорит, что в доме Абдурахмана были установлены “жучки” для прослушивания, о которых хозяин дома не знал. Это означает, что на Хасуху никто не доносил, а КГБ узнал из прослушки, что абрек у него ночует
Post factum (постфактум). Существуют разные легенды о том, что сделал Хасуха после того, как спрыгнул с обрыва. Точно об этом никто не знает. Рассказывали, что Хасуха не стал уходить в лес, а спрятался там же внизу обрыва, в незаметной, труднодоступной и только ему известной расщелине (или пещере), где провел три дня раненый, без еды и воды, пока солдаты ходили рядом, снаружи. Эта версия имеет право на жизнь, так как в огороде, который Хасуха пробежал, были обнаружены следы крови. А дальше никаких следов не было, по которым военные могли бы его преследовать. Так или иначе, прыгнув с обрыва, Хасуха исчез как призрак. КГБ-эшникам хотелось представить Салько геройски погибшим от пули врага. Уж очень стыдно было признавать, что они не только упустили 70-летнего старика, так тот еще и зарезал их подполковника, как курицу. Привезя тело Салько в Советскую районную больницу, они пытались надавить на персонал, чтобы те зарегистрировали смерть от пулевой раны. Но, старшая медсестра Советской ЦРБ Фаина Батаева записала в справке о смерти – колото-резаная рана. Взбешенные КГБ-эшники не могли ничего поделать в тот момент, но позже, в свойственной им манере, совершили подлость, сняв ее с должности старшей медсестры.
Унизительный провал КГБ. Такая картина произошедшего в ночь на 29 ноября 1974 года считалась официальной, использовалась в служебных целях, только без колото-резаной раны, конечно. То, что Салько был зарезан, а не застрелен было уже неофициальным дополнением. В любом случае, мы не знаем в деталях, что происходило в ту ночь, ибо для общественности не было предоставлено никакой информации. Что неудивительно, ведь эту информацию мог дать только КГБ. Но, несомненно одно – это был полный и унизительный провал КГБ. Пятнадцать человек, вооруженных до зубов, в числе которых три подполковника, окружают дом, в котором находится 70-летний старик и упускают его, потеряв при этом старшего офицера! Если бы было проведено объективное внутреннее служебное расследование, то участников этой операции следовало отдать под суд Военного Трибунала за бездарнейшую организацию, трусость и халатность, приведшую к гибели подполковника КГБ. Чувствуя, что запахло жареным, стараясь смыть с себя пятно позора и спасая свои задницы, КГБ начал искать козлов отпущения и не придумал ничего лучше, как обвинить во всем произошедшем 1-го секретаря Советского РК КПСС Абуязита Абдулаева, который ни сном, ни духом не ведал, что в районе проводится такая операция. По этой ли причине или нет, но уже летом 1975 года 64-летний Апряткин внезапно вышел на пенсию, а еще через полтора года скончался от инфаркта. Ненадолго пережил его и Козедубов.
После того случая Хасуха перестал доверять людям. Полтора года о нем не было слышно. Можно только представить, как тяжело ему пришлось пережить две зимы в полном одиночестве, в таком преклонном возрасте. Очевидно, что этот период времени полностью подорвал его здоровье. Потому что 28 марта 1976 года он, в своем полном обмундировании пришел на кладбище села Г1атен-Кхаьл. Пришел умереть, чувствуя, что дни его (и даже часы) сочтены. Свидетельством тому является факт, что (как выяснилось позже) он весил всего около 40 кг и был настолько слаб, что даже не мог поднять винтовку и использовал для стрельбы подставку – рогатину, которую найдут потом в месте его последнего укрытия. Его увидели дети, которые сказали взрослым, что на кладбище сидит странный человек с оружием. Те сразу поняли о ком идет речь и сообщили в милицию. Личный состав Советского РОВД был поднят по тревоге, вооружен и отправлен на место. К тому времени активность уже проявляли местные комсомольские и партийные деятели, мобилизовавшие определенную часть населения. Хасуха сразу предупредил, чтобы никто к нему не приближался, если хочет жить и в то же время просил оставить его в покое и дать спокойно умереть. Но обезумевшие люди вместе с подоспевшей милицией так и не предоставили ему этого шанса.
Гибель абрека. Теснимый толпой, Хасуха спустился под обрыв к небольшой речке возле селения Беной и укрылся за камнями. К тому времени уже стемнело и сверху начали бросать зажженые шины, чтобы осветить место, где скрывался абрек. Но это приносило мало пользы, Хасуха удачно спрятался и был невидим. Один из его преследователей, комсомольский активист и дружинник Сайд-Селим Чабдарханов крикнул: “Хасуха, сдавайся!”. В ответ прозвучал выстрел, которым Чабдарханов был убит наповал. Хасуха стрелял на голос, так как ни он сам, ни его преследователи не видели друг-друга в темноте. Стоявший недалеко от Чабдарханова, сотрудник Советского РОВД, младший сержант милиции Сайхан Пицаев дал длинную очередь из автомата Калашникова, которой оборвал жизнь Хасухи Магомадова.
За этот “подвиг” Пицаев сразу был возведен в офицеры, получил орден и квартиру. Можно, конечно, бесконечно клеймить его за этот поступок но, знаете, его в какой-то степени можно оправдать. По видимому, Сайхан вовсе не собирался убивать Хасуху. Да, как рядовой сотрудник милиции, он был вооружен и послан на место событий. Но, в темноте он не видел Хасуху и не вел по нему прицельный огонь. Когда Хасуха выстрелил и попал в рядом стоящего Чабдарханова, Сайхан то ли от неожиданности, то ли с перепугу нажал на спусковой крючок автомата и выпустил всю обойму в сторону Хасухи. И то, что одна пуля попала тому в голову – это чистая случайность.
Биографические правки. В справке КГБ написано, что Хасуха 1907-го года рождения и ушел в абреки в 1939 году. Однако, его брат Джалмирза в одном интервью говорит, что на момент гибели Хасухе был 71 год. То есть, Хасуха был 1905 года. Родился в большой семье Саги-Мохьмада и у него было 6 братьев и 4 сестры. Была у него и своя семья – 4 сына и дочь. Тот несчастный случай, когда в ссоре с Хасухой погиб его односельчанин и он ушел в абреки произошел в 1937 году. Почему КГБ сдвинул эти даты на два года, остается только догадываться. Таким образом, Хасуха скрывался от Советской власти 39 лет.
Post scriptum. Так завершился жизненный путь знаменитого Хасухи Магомадова. Хасуха Магомадов прожил очень тяжелую жизнь, на которую способен далеко не каждый, а по-моему, вообще – никто. И достойно прошел свой путь. Никогда не изменял своим принципам, не смалодушничал, не струсил, не предал. Поэтому, по праву встал в ряд народных чеченских героев, таких как Шейх Мансур, Тайми Биболт, Байсангур, Зелимхан Харачоевский и навсегда останется в памяти народа, как образец мужества, смелости, стойкости, благородства. Дала декъал войла из.
Мовлади АБДУЛАЕВ, октябрь 2021г., Ницца-Франция.
Источник: shatoy.org
checheninfo.ru