ЧЕЧНЯ. «Общеизвестно, что шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства и культа...
Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши – рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий местных жителей и считали это посягательством на свою честь. По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай.
Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана, на это мероприятие явился комендант города и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне!» – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что, если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву вместо барашка во имя Аллаха в честь праздника. «Папаху с головы настоящего чеченца можно снять только вместе с его головой», - уточнил он. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди на самом деле зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы. Жалавди я первый раз увидел в 1964 году, когда он после освобождения из заключения приехал к моему отцу, своему двоюродному брату в Элистанжи.
Он был одним из тех, о которых А.Солженицын говорит в своей книге «Архипелаг Гулаг»: «Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это – чеченцы».
Жалавди был истинным сыном своего народа, несломленный жестоким репрессивным гулаговским аппаратом. (Дала гечдойла цунна!)».
Гарсаев Л.М. Элистанжхой в истории и культуре чеченского народа. Академия наук Чеченской Республики, г. Грозный 2017. – 610 с.