Проект "Ичкерия" имел вполне определенную цель на заре политической вакханалии, что имела место в 90-е годы. Это быд не стихийный "парад суверенитетов", а вполне циничный подход радикалов на пути к власти. Атомизируя при этом общество, радикалы и политиканы искусно вписывались в парадигму той эпохи.
Этот проект опекался, так называемой, демократической Москвой. В рамках демократизации и оптимизации территориально-административного уклада также, так называемая, чеченская революция отвечала веяниям времени. Не зря после очередного грабежа складов и магазинов в Грозном генерал Дудаев заявил, что "идёт гужбан!".
Абсолютно оторванный от чаяний народа республики, этот проект принес много бед и привел к национальной катастрофе. Все существующие современные общественно-политические проблемы в чеченском обществе имеют свои корни в тех 90-х.
Дважды получив власть в ЧР, (сентябрь 1991 года и август 1996 года), радикалы ничего кроме дальнейшего падения не смогли предложить народ, чьими светлыми идеалами и символами они хищнически пользовались.
Окончательное его нота была исполнена 7 октября 2007 году был провозглашён Имарат Кавказ,(запрещённая организация в РФ), так называемым, президентом Чеченской Республики-Ичкерия Доку Умаровым.
Это стало возможным, когда во внутривидовой борьбе между традиционалистами (суфии) и религиозными радикалами (хариджиты), победили последние. Это стало ударом по всему подполью, так как не однозначно был воспринят процесс чеченизации вооруженного сопротивления российской армии, властям. Сторонники Имарата активно занялись убийствами соплеменников, вышедших на работу в качестве, например, учителями, врачами и т. д. Что вызвало отторжение даже у самых лояльных им граждан. Фактически, Докку Умаров юридически ликвидировал Ичкерию.
Попытка реанимировать этот проект снова неоднократно предпринимался то Закаевым, то иными в Европе. Эксплуатируя тему жертв ЧР в прошедших войнах, (по сути, произошедшие по их вине тоже), "борцы за свободу" не могут простить Кадыровым лишь одно - то, что не они у власти. А как им близок чеченский народ, они раньше прекрасно показали.
В свете событий на Украине за реанимацию принялся Киев. Понятно, что о "борцах за свободу" "воины света" вспомнили лишь в целях ослабления федерации - России. Акцент на подрывную деятельность по территории Северной Кавказа не новинка в Киеве. Как никак накоплен и боевой опыт в тех же 90-х годах, когда бойцы УНА-УНСО воевали в ЧР против Кремля.
Данная киевская инициатива, содержащая в себе абсолютный популизм, рассчитана также и на пропагандистский эффект. Надо признать, что там умеют из ... всего угодно сделать "конфетку".
Успех этой политической авантюры возможен лишь в одном случае, если снова сумасбродные идеи будут свободно гулять в молодежной среде чеченского общества. Когда-то забавно смотрелись неформалы в палатках, требовавших отставки Докку Завгаева, (главы ЧИР в начале 90-х), не менее сильные впечатления оставляли факты пламенных речей новоявленных борцов против партократии и их акты голодовки. Пришедшие же на смену власти Завгаева "чеченские революционеры" заставили пожалеть народ за его молчание и созерцание происходящего. Не зря сказано было в произведении чехословацкого публициста Юлиуса Фучика "Репортаж с петлёй на шее": "бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете".
Так и есть: успех их обусловлен слабостью реакции большинства.