Театр тюлликов — это театр представителей особого суфийского общества, которое появляется в Чечне в конце XIX — начале XX века. Это было время зарождения в Чечне капиталистических отношений, когда рушились устои традиционного общества, основанного на идеологии всеобщего равенства. Усиливалось и углублялось социальное неравенство, разрушались патриархальные связи, основным мерилом состоятельности человека становились деньги. Все это сопровождалось кризисом нравственных ценностей, формализацией религии.
Движение тюлликов было реакцией на вырождение многих представителей официального духовенства, которое, проповедуя среди простых людей смирение и нравственность, само было готово ради денег оправдать любые действия власти и часто вело аморальный образ жизни. Критика тюлликов была направлена не на ислам и исламские ценности, как считали некоторые исследователи165, а на религиозное ханжество и лицемерие, на предпочтение в религии внешней формы в ущерб внутреннему содержанию, что в принципе противоречило учению суфизма.
Репертуар тюлликов был достаточно разнообразным: пародийные песни, стихи, монологи, танцы. Но наиболее популярными были их театральные представления, в которых они пародировали существующие государственные институты, нерадивых чиновников, трусливых военных, алчных и лицемерных представителей духовенства.
Л. Ильясов (из книги "Культура чеченского народа")