ЧЕЧНЯ. Военный конфликт сам по себе очень дорогостоящее дело. Помимо расходов на боевую технику и обеспечение армии, боевые действия имеют свои последствия и в мирное время. В случае такого затяжного военного конфликта, как обе чеченские военные кампании, на все это потребовались триллионы долларов.
Расходы до войны. Начать следует с 1992 года, когда покинувшая территорию отделившейся Чечни Советская армия оставила там технику и вооружение. Больше сорока танков, чья стоимость на середину 90-х колебалась от трехсот до девятьсот тысяч долларов, свыше шестидесяти БМП и БТР (около ста-двухсот тысяч долларов). Кроме того, остались еще орудия и стрелковое оружие, а также инфраструктура — три военные авиабазы. Все это уже составляло внушительные потери для России.
Эти «предварительные» расходы были не последними. В Чечню была переведена вся рублевая наличность, изъятая в Прибалтике и осела там. Кроме того, через эту республику шли поставки нефти из Западной Сибири. Чечня получала ее бесплатно, а при продаже за рубеж устанавливала квоту. В официальный нефтепровод постоянно проводились врезки нелегальных ответвлений, а на перерабатывающих заводах получали из нефти бензин, который шел на продажу. Но и это еще было не все. Крупное мошенничество с «чеченскими авизо» охватило всю страну. Пользуясь поддельными банковскими документами, мошенники вывели десятки миллионов рублей.
Военные расходы. Что касается периода боевых действий, то самый максимум финансовых потерь пришелся на конец 1994 — начало 1995 года, когда длился затяжной штурм Грозного. В полях ущерб со стороны техники был минимальным, что нельзя было сказать о городских условиях. Одна локальная боевая операция могла потянуть на миллион долларов, из которых двести тысяч уходило на поддержку со стороны авиации. Чтобы выпустить с аэродрома один штурмовик, нужно было потратить двадцать тысяч долларов, а выпуск бомбардировщика обходился в сорок тысяч. Часовой полет военного вертолета стоил десять тысяч долларов. Суточная работа танка обходилась в пять тысяч долларов. Заправить вертолет — два с половиной миллиона рублей, а самолет — девять миллионов. На самом деле, даже выстрелы стоят денег. Стоимость танкового выстрела двести долларов, ударить ракетой «Смерч» — две тысячи долларов. Во время Первой чеченской был поврежден каждый четвертый вертолет, участвовавший в вылетах, а это порядка пятьсот-восемьсот миллионов рублей. Федеральные войска также потеряли больше двухсот единиц бронетехники, из них почти семьдесят — танки.
Общие потери России составили около ста миллиарда долларов. И это все при гиперинфляции, снижении поступления налоговых платежей, обвале рубля в 1994 году. При этом разрушения в Чечне во время ведения военных действий составили пять с половиной миллиарда долларов и все расходы по восстановлению Россия взяла на себя.