АРМЕНИЯ. Еще в начале декабря подступающие новогодние праздники вызвали у многих ереванцев когнитивный диссонанс. Не столько потому, что красочное оформление армянской столицы началось непривычно рано, сколько оттого, что было слишком напыщенным, броским и дорогим.
Роскошная новогодняя иллюминация обошлась налогоплательщикам от 650 до 720 тысяч долларов. Причем цифра эта не окончательная, поскольку не все траты еще обнародованы. По некоторым данным, с учетом проведения детского Евровидения эта сумма может дойти до 12,5 млн долларов. Столь колоссальные для маленькой республики средства ушли на создание символа детского конкурса и выступления артистов, аренду комплекса и гостиниц, обеды и фуршеты, обслуживание гостей и сервисные услуги техники, двухдневные съемки в Ереванском метрополитене, когда на два дня были закрыты все станции подземки… Ну и прочее vip-сопровождение.
Ереванцы уже давно привыкли к неожиданно широким жестам ереванской мэрии, установившей, например, несколько лет назад в пику «бывшим» на главной площади страны новую елку стоимостью почти в 150 тысяч долларов. Но нынешняя феерия побила все рекорды по щедрости городского бюджета, откровенно направленного на показуху в переоснащении основных улиц и площадей Еревана. Впрочем, осознав, что что-то пошло не так, городской голова Грачья Саркисян отметился в социальных сетях объяснением: «В этом году общественных дискуссий, связанных с предпраздничным украшением города, конечно, было в разы больше, чем обычно, из-за допущенных нами упущений в вопросе световых работ. Мы сделаем все возможное, чтобы исправить ситуацию. В этом году наша страна имеет честь принимать делегации международного детского конкурса песни Евровидение. А это уникальная возможность принять их как можно лучше и показать нашу столицу и ереванцев со всех сторон. Я более чем уверен, что дискуссий было бы не меньше даже при отсутствии декораций. Юмор и критика в этом случае тоже звучали бы в сторону некомпетентности и неуместного представления нашей страны международному сообществу. В любом случае давайте оценим уже проделанную работу, давайте приобщим наших детей к чуду, ведь площадь Республики стала именно частью самого чуда».
Признавшись в «допущенных упущениях в вопросе световых работ», мэр немного слукавил, поскольку не упомянул о серии скандалов, связанных не только с финансированием, но и непосредственно с вопросами технического исполнения. Еще на стадии монтажа светового оборудования стало известно об изуродованных на площади Республики исторических зданиях, составляющих часть ансамбля архитектурного наследия Советской Армении. Первыми, как всегда, забили тревогу СМИ и социальные сети, а в этот раз еще и Палата архитекторов, опубликовавшие фотографии с отверстиями для штырей светящегося декора на фасаде зданий в статусе историко-архитектурного памятника республиканского значения. Сразу же в контрнаступление кинулись проправительственные медиа, обвинившие оппозиционных коллег, в том числе Пятый ТВ-канал, в распространении дезинформации. И даже нашли «виновника» в лице оператора с 20-летним стажем в профессии Милену Погосову, которая снимала этот беспредел для телевизионного репортажа. Правда, вброс на очернение не сработал, настолько откровенно топорным было желание властей отвести от себя обвинения.
В частности, Министерство образования, науки, культуры и спорта с аббревиатурой МОНКС, или, как прозвал его городской фольклор, суперминистерство, сразу же отказалось от причастности к вандализму. Устами главы ведомства Ваграма Думаняна было озвучено мнение, что световое оформление всего лишь временное явление, поэтому в ведомстве ничего не обсуждали на специальном научно-методическом заседании. А вот мэрия, как организатор мероприятия, обязана все восстановить: будь то трещина или дыра. Кстати, на срочно созванной пресс-конференции вице-лица мэрии тоже дружно открестились от всех обвинений в случившемся, назвали сообщения в медиапространстве спекуляциями и переложили вину на «бывшие» власти. «Те фотографии, которые появились в сети, где дыры, металлические прутья и болты в облицовке здания, не имеют никакого отношения к нашей работе. Этим зданиям очень большой ущерб был нанесен ранее», – попытался уверить присутствующих заместитель столичного градоначальника Сурен Григорян. Невольно напрашивается ассоциация с вопросом известного персонажа известной кинокомедии: простите, часовню XIV века тоже «бывшие» развалили?
При этом возбудить уголовное дело, чтобы найти виновных, в мэрии не сочли нужным, поскольку не видят «даже исходной точки» для начала судопроизводства, несмотря на то, что в Уголовном кодексе РА имеется статья об «Уничтожении или повреждении памятников истории и культуры». Правда, чуть позже заместитель мэра Тигран Авинян все-таки сообщил без подробностей в смете расходов, что «по части историко-культурных памятников запланирована большая программа». По мнению экспертов Палаты архитекторов, историческому комплексу причинен существенный ущерб: в общей сложности в стенах зданий было проделано от 5000 до 8000 гнезд. «Все это не укладывается ни в какую логику, – считает архитектор Артак Гулян. – В данном случае с азиатским варварством проткнули камень, чтобы повесить свет. Нанесенный зданиям ущерб необратим. Вернуть им прежний вид уже невозможно, потому что дырки в будущем будут способствовать размыванию стен, в том числе резного декора в оформлении. К тому же здания из красного фельзитового туфа подвержены негативному влиянию грунтовой и атмосферной сырости. Со временем вода медленно, но верно проникнет в новые пустоты, замерзнет, пойдут трещины. Итог понятен».
Итог действительно понятен. По мнению депутата фракции «Айастан» Андраника Теваняна, правительство и мэрия Еревана подготовили беспрецедентное траурное празднество: «Получается, что власти ждали поражения и тысяч жертв, чтобы отметить все это с неслыханным размахом. Возможно, они этого и не хотели, но получилось именно так. У страны с таким количеством проблем и вызовов не может быть главной повесткой детское Евровидение, высота елки, откаты от диких расходов на праздничные мероприятия. Мы живем в контрастной реальности. С одной стороны, азербайджанские власти готовятся к вторжению, устраивая прямо перед нашим носом турецко-азербайджанские учения, а с другой – власти Армении готовятся к детскому Евровидению и новогодним праздникам. Зажигают лампочки, перекрывают улицы». Фарс, понты, попсовое сборище… На этом фоне каждый вбиваемый в туфовую плоть костыль ассоциируется с гвоздями, остервенело заколачиваемыми нынешними властями в крышку гроба армянской государственности, пишут пользователи социальных сетей, одновременно отмечая, что предтечей этому празднеству стали устроенные в сентябре 2021 года на главной площади страны грандиозные торжества в День независимости Армении… Почти сразу после позорного поражения в 44-дневной войне. Во всяком случае, в пяти тысячах семей тогда еще не прошел даже годовой траур по погибшим героям.
Но, вернувшись к теме гвоздей, пользователи сети развивают мысль дальше: «Интересно, а как отреагировали бы общественность и закон в странах, где свои же государственные мужи вбивали бы гвозди в стены французского Лувра, египетских пирамид или греческого акрополя? Ответ известен. А у нас хотя и повредили здания, имеющие историко-архитектурную, культурную ценность – зато уличное освещение горит весело, хотя мы потеряли территории в Арцахе – ну и бог с ними, хотя враг оккупировал земли Армении – зачем они нам вообще нужны, хотя потеряли тысячи молодых жизней на войне, которой могло не быть – да и ладно, хотя военный пантеон «Ераблур» продолжает разрастаться уже до размеров населенного пункта – пускай, земля пока есть, хотя еще остались непогребенные тела наших воинов – ну и что, хотя десятки армянских военнопленных томятся в азербайджанских застенках – пусть потерпят, хотя Шуши просто серый, бесцветный город – но разве он нужен нам, хотя страна все еще находится «в пяти минутах от войны» – главное «эпоха мира»… Перечислять можно долго. А тем временем армянские территории почти ежедневно обстреливаются азербайджанскими ВС, враг бряцает оружием на подступах к Джермуку и не только, идут провокации в отношении российских миротворцев в Арцахе… Все это одна цепочка целенаправленного уничтожения сакральной аутентичности армянства».
Как считают психологи, нации нельзя жить с «комплексом постоянного траура», но в то же время развернувшиеся в Ереване масштабные гулянья выглядят апофеозом неприкрытого цинизма. Особенно возмутительным был старт ледовых аттракционов в центре города 7 декабря. Эта дата помечена в армянском календаре черной рамкой в память о погибших 34 года назад десятках тысяч людей в результате катастрофического спитакского землетрясения – такова тональность мнений большинства СМИ и пользователей сети, отметивших, что сегодня общая ситуация внутри страны выглядит не лучше. Так, 30 процентов населения остаются за чертой бедности, пенсионеры с мизерной подачкой находятся (как бы цинично это ни звучало) на грани физического уничтожения, по данным ООН, каждый шестой гражданин Армении недоедает, не решен вопрос жилья и компенсаций для вынужденных переселенцев из Арцаха, осталась проблема укрепления зданий в соответствии с обновленной картой сейсмической активности региона… При этом госдолг страны за 1-е полугодие 2022 года приблизился к 10 млрд долларов. А это значит, что для осуществления запланированных бюджетом расходов правительство РА периодически берет в долг у иностранных государств и организаций. Однако поступающих сумм оказывается недостаточно и процесс займа возобновляется. Параллельно увеличению госдолга каждый год растут проценты, которые на сегодняшний день отнимают примерно 10 процентов расходов бюджета. В итоге все это ложится тяжелым бременем на экономику страны и ее граждан, причем в последнем случае с прицелом на будущие поколения. В этих условиях сверхдорогие, с купеческим размахом новогодние празднества выглядят беззастенчивым лицемерием по отношению к своему народу. По словам политолога Гагика Гамбаряна, «у власти, которая после 44-дневной войны до сентября 2022 года не приобрела ни одного патрона для армии только лишь из стремления заверить турок в искренности своего желания реализовать «повестку мира», у власти, при которой солдаты несут службу в позорных условиях, защищаясь от дождя и снега под целлофановыми времянками, вдруг выясняется, что на украшение Еревана есть и колоссальные средства, и желание». И в этой связи весьма резонно звучит его вопрос о том, сколько боевых позиций можно было бы обустроить-переоснастить на эти сотни тысяч долларов. Да и Ереван к детскому конкурсу можно было бы украсить скромнее, например из оставшихся с прошлых лет в арсенале мэрии новогодних украшений. Но у «бархатных» властей другое видение ситуации, а за неимением убедительного ответа приводятся в пример страны, где к Новому году города празднично и ярко украшаются. Это еще раз утверждает во мнении, что «бархатные» правители живут в совершенно другой реальности и в другой арифметике цифр…
Наталья Оганова
checheninfo.ru