На фото: медресе им. Хаджи Бахал Толмирзи аз - Зандаки в Зандак-Ара (Ножай-Юртовского района ЧР )ЧЕЧНЯ. В течение последних трех-пяти лет в свет вышел ряд очерков и монографий, посвященных историческим личностям Чечни, а также чеченцам-потомкам мухаджиров (переселенцев) времен Российской империи. Отдельное место в этом списке занимают религиозные деятели, в числе которых следует указать Берса-шейха (1561-1624), Ташу-Хаджи Саясанского (1794-1846), Гази-Хаджи Зандакского (1808-1867), Кунта-Хаджи Кишиева, шейхов Абд-ул-Хамида бин Къадро (1904-1990), Абдул-Баки Джамо (1922-2016), Мунира Шакер Арслана (1930-2007) и пр.
Личность ученого богослова шейха Бахала-Хаджи Толмирзи аз-Зандаки вызывает интерес на фоне новых данных, обнаруженных при исследовании рукописных источников досоветского времени. В одном из манускриптов Мухи-д-дина ибну Ахмирза ал-Аухи ал-Ахташи под названием «Принятие [в качестве] наставника Хаджи Сесани» (переписан Товсултаном-Хаджи ал-Курчали в 21-й Шаабан 1312 года хиджры - 16 февраля 1895 года) шейх Бахал-Хаджи неоднократно упоминается в контексте основ и правил тариката. В частности, в источнике при утверждении о дозволенности и праве мюридов Гази-Хаджи и Бахала- Хаджи брать в качестве духовного наставника Ташу-Хаджи и запретности мюридам последнего дополнительно брать в наставники его учеников, приводится речь известного богослова Кунта-Хаджи Кишиева, и «[скрепленная] его клятвой и свидетельством, и обилием [свидетельств] от [заслуживающих] доверия [людей]»: «Кто взял ... Хаджи Гази и Хаджи Бахала [в качестве] наставника, они в праве и [им] дозволительно принять Хаджи ал- Харамайна ал-Индариййа, да освятит Аллах1 его великую тайну, в качестве их наставника. И нет права и дозволения обратному [действию]». Кроме того, Бахал-Хаджи и «Хаджи Гази аз-Зандакиййа» упоминаются и в других местах сочинения.
Нисба Ал-Индари принадлежит знаменитому чеченскому военно-религиозному предводителю Ташу-Хаджи Саясанскому [7, с. 17; 8, с. 616¬642]. Известно, что шейх Бахал-Хаджи был мюридом Ташу-Хаджи; информаторы также утверждают, что Аз-Зандаки был одним из первых приверженцев шейха Ал-Индари, отправленных последним в хадж (паломничество в Мекку).
В архиве Мемориально-литературного музея А. С. Сулейманова совместно с научным сотрудником учреждения - З. Ж. Сулеймановым - нами был выявлен и введен в оборот документ, связанный с личностью шейха Бахала-Хаджи аз-Зандаки. Речь идет об аннотации, составленной иорданским военным и краеведом Абд-ул-Гани Хасаном Хусни (Аш-Шийшани; 1924-2001 гг.) к летописи, обнаруженной им в архиве шейха. Рукопись посвящена личности чеченского религиозного деятеля, уроженца столицы Золотой Орды - Азди Вазара (1395-1460 гг.) - который, согласно аннотации, был сыном монголо-татарского офицера чеченского происхождения, «из алан».
Ранее некоторые данные о личности шейха Бахала-Хаджи аз-Зандаки были переданы нам доктором Ахмадом аз-Зандаки (Иордания). Согласно им, точная дата рождения шейха неизвестна, однако считается, что Бахал- Хаджи родился не позднее 1784 года и скончался в 1880 или в 1884 году. Впрочем, эти данные разнятся. Так, судя по утверждению о 94 прожитых шейхом годах и датировке его смерти 1313 годом хиджры.
Серьезный вклад в дело изучения личности шейха Аз-Зандаки внес старейшина из села Зандак-Ара Ножай-Юртовского района ЧР - Салид Ахъядович Дибиров, 1931 года рождения (по паспорту - 1936 года). Будучи ветеринаром по образованию, Салид Дибиров посвятил себя изучению истории шейха Бахала-Хаджи, а также поиску потомков ученого-богослова и членов его семьи. Кроме исследовательского интереса С. А. Дибиров, восемь раз совершивший паломничество в Мекку, был мотивирован и религиозными устремлениями, поскольку является мюридом шейха Ташу- Хаджи Саясанского, который, в свою очередь, был учителем и духовным наставником Бахала-Хаджи. В 2009 году в ходе собственного исследования (сбор материалов, рукописей, беседы с потомками Бахала-Хаджи) он посетил Сирию, в 2014 - побывал в Иордании. Салид Дибиров любезно предоставил нам собственные рукописи, а также копии документов, полученных им при работе над судьбой семейства шейха Аз-Зандаки. В материалах сообщается следующее.
Шейх Бахал-Хаджи был женат на Саудат Бибтеф (скорее всего, Байбетир; см. далее), от которой имел восьмерых детей. Сыновья шейха: 1) Мохмад, или Мохмад-Г1ази (1847 г. р., село Зандак-Ара); 2) Хадж-Исмаил (1857 г. р.; Зандак-Ара); 3) Мухаммад Абдул-Вахаб; 4) Хасан; 5) Эфенди; дочери: 1) Фатима; 2) Захра; 3) Ажиже.
В 2009 году Салид Дибиров, находясь в Дамаске (столица Сирии), со слов Бассела Аднана Дагистани (Аднан Дагистани - отец Бассела и сын дочери шейха Бахала-Хаджи) и Жамала Дагистани (брат Аднана; Аднан и Жамал - сыновья Марьям, внуки Захры, правнуки шейха Аз-Зандаки; М. Д. Заурбеков пишет, что Марьям была дочерью Ахмада, который приходился сыном Захре записал данные, касающиеся семьи шейха. Согласно им, шейх Бахал-Хаджи аз-Зандаки был сыном Толмирза, внуком Элмирза; далее утверждается, что третьего и четвертого предков шейха звали Г1ойтак и Зандак, соответственно (некоторые краеведы полагают, что между Г1ойтаком и Элмарзом были и другие имена). У последнего - Зандака - всего было четыре сына - Заг1аш, Г1урма, Г1ойтак и Г1ада (те же имена приводит нарратив «Тарих Мичигыш», а также аноним в статье «Из Ауха» в 8-м номере газеты «Терские ведомости» от 1869 года, У. Эльсаров и У. Осмаев, на которого ссылается предыдущий автор). Кроме Бахала в семье Толмирза были еще дети, в том числе четыре сына и дочь.
Родился шейх в селе Зандак-Ара, недалеко от которого и ныне известно место Бах1ал-ирзо (ореховые рощи и сенокосные поляны на левом берегу реки Бург1алт) в черте местности Берда-к1ел. Родное село - Зандак-Ара - Бахал-Хаджи покинул в 1861 году. В 1864 году он совершил хиджру (переселение) в Османскую империю, где заложил аул Бахал-Юрт. В 1872 году шейх покинул Бахал-Юрт и обосновался в Сирии, в нынешнем городе Кунейтра. Известно и другое мнение, согласно которому шейх покинул Кавказ уже в 1859 году, а в селе «Бахал-аул» прожил двенадцать лет. Сестра Бахала, покинувшая родину вместе с ним, умерла в Сирии. Абдуразак (он же Мирзак) - сын шейха - умер, не оставив потомства. Сам шейх скончался в 1313 году хиджры (1895/1896 г.) и был похоронен в Кунейтре.
После начала арабо-израильских войн, потомки Бахала-Хаджи были вынуждены покинуть Кунейтру. В 2004 году выше упомянутые Бассел и Аднан посетили кладбище города Кунейтра, где располагался мавзолей (зиярат) Бахала аз-Зандаки, однако обнаружили, что это место сравняли с землей. На сегодняшний день потомки шейха проживают на территории арабских стран. Отметим, что Бука - дочь Хасана и внучка шейха Бахала- Хаджи - приходилась матерью широко известному иорданскому государственному и религиозному деятелю, ученому-богослову Абдулу- Баки Джамо, занимавшему различные, в том числе министерские, посты и должности в Королевстве Иордания.
Касательно вопроса о времени исхода Бахал-Хаджи аз-Зандаки из Зандак-Ара - вполне вероятно, что им действительно был 1861 год, либо это произошло ранее. Весной 1860 года под предводительством Байсангура Беноевского в Чечне началось антиколониальное восстание: в скором времени Байсангур и его товарищи убедили Гази-Хаджи Арзуева (Зандакского) - товарища и соплеменника Бахала-Хаджи - принять звание имама. Первое время Гази-Хаджи находился в Зандаке. Сам Бахал-Хаджи в документах в связи с указанными событиями не фигурирует, хотя упоминается аул Зандак-Ара и сельский старшина Кулгуш, поддержавший восставших. Со всей очевидностью можно говорить о втянутости в конфликт беноевцев и зандаковцев, при этом утверждения, что беноевцы были одними из самых многочисленных мюридов шейха Аз- Зандаки. По итогам восстания беноевцы и зандаковцы были выселены из родных аулов и «расселены по аулам Чеченского округа» (о чем сообщается в 15-м номере газеты «Кавказ» от 1861 года).
Не с теми ли событиями связано выселение Бахала-Хаджи и его брата, Чаг1и (бывшего сельского муллы), из Зандак-Ара? Чаг1а поселился в Энгель-Юрте современного Гудермесского района ЧР, где и закончил свой земной путь.
Сведения С. А. Дибирова частью подтверждаются и другими информаторами. В частности, доктор Ахмад аз-Зандаки из Иордании сообщает, что супруга Бахала-Хаджи (он же Абдул-Ваххаб), Совдат, была дочерью Байбетира аз-Зандаки (Саудат Бибтеф из записей С. А. Дибирова). Также доктор Ахмад указывает год рождения Хасана (1804 г.) и утверждает, что Мирзак было вторым именем Хасана (выше Мирзаком называется Абдуразак). Кроме того, имя Ажиже из записей С. А. Дибирова у Ахмада аз- Зандаки передано как Аиша. Наконец, принимая за исход Бахала-Хаджи из Бахал-Юрта где-то 1875 год (выше указан 1872 г.), доктор Ахмад полагает, что шейх, оставив детей в Кунейтре, вернулся в пределы современной Турции, где и скончался (хотя и был похоронен в Бахал-Юрте). Вместе с тем, некоторые данные других информаторов, а также факт проживания семьи шейха в Кунейтре и его погребения в этом городе склоняет нас к версии об окончательном поселении Бахала-Хаджи в сирийской Кунейтре.
Утверждается, что основное время в Кунейтре Бахал-Хаджи проводил в «Чеченской мечети» города, располагавшейся как раз в одной- двух сотнях метров от построенного впоследствии мавзолея Аз-Зандаки. Шейх был известен как среди чеченцев, так и среди арабов под именем Абдул-Ваххаб Накшбанди; участвовал в примирительных процессиях и был востребованным в обществе.
Как было отмечено выше, Абдулу-Гани Хасану аш-Шийшани удалось поработать с личным архивом шейха Аз-Зандаки и через посредников донести некоторые материалы (в своих записях) до широкого читателя (некоторые из его писем введены нами в научный оборот) [10, с. 37-38], в том числе нарратив Азди Вазара. К сожалению, работа с первоисточником (А.-Г. Х. Аш-Шийшани ссылается как на первоисточник своих выписок из нарратива Азди Вазара на архив «Бахала Толмирзи» усложняется фактом разрушения города Кунейтра вследствие арабо¬израильских войн 1967 и 1973-1974 годов, впрочем, как и кладбища с мавзолеем самого шейха.
На сегодняшний день в родном селе Бахала-Хаджи аз-Зандаки - Зандак-Ара - построено медресе, носящее его имя, а вопрос изучения личности и наследия богослова находится лишь на начальной стадии.
Зелимхан Тесаев
checheninfo.ru