Одной из трагических страниц нашего народа стали события, связанные с жизнью и религиозной деятельностью Кунта-Хаджи, чеченского просветителя и устаза Кадирийского тариката. Его духовный путь искреннего следования Корану и Сунне стал ярким маяком для истощенных Кавказской войной, ослабленных лишениями и трагедиями чеченцев. Его проповеди находили в их сердцах отклик - призыв к смирению и единству, очищению сердец и милосердию ко всему живому - придавали силы уничтожаемому народу. Его популярность мешала не только тем, кто кричал о войне "до последнего чеченца", но царской администрации, что явно испугалась тоо, что новый проповедник может стать символом сопротивления.
Известно, что Кунта-Хаджи и его последователи преследовались новой властью, и часть из них была сослана. А в Шалях, в январе 1864 года даже произошло побоище, когда практически безоружные мюриды, требовавшие от царских властей освободить своего устаза Кунта-Хаджи, были спровоцированы на сражение с солдатами.
Отсюда, и история кладбища газавата в окрестностях Шали. Там захоронено около 300 тогда погибших. Более полутора века потребовалось, чтобы сосланные на чужбину 66 мюридов, (а среди них были и лица женского пола), чтобы вернулись домой. Тем самым, исполнилась их желание, чтобы их похоронили в исламском обряде и на Родине. Найденные в районе города Новочеркасска Ростовской области останки уже на родной земле ...
Истощение и болезни стали причиной их смерти. В своих письмах, что, кстати, не доходили до адресат в Чечне, (письма были найдены в архивах Владикавказа, на то время, как известно, областной центр), мюриды призывали домочадцев держаться религии Аллаха и выражали надежду, что они, хоть и на чужбине, всё же будут похоронены по Исламу, желали вернуться домой. Их останки в наши дни были омыты и по обряду захоронены уже на Родине. Их мечта, можно сказать, сбылась. В итоге, в результате кропотливой работы удалось обнаружить останки 60 мужчин и 7 женщин – последователей Кунта-Хаджи Кишиева.
Надо сказать , что вся работа была начата по поручению Главы ЧР Р. Кадырова по поиску его 4-го предка Ильяса Беноевского и других мюридов Кунта-Хаджи. Он в числе других мюридов последовал в места заточения Кунта-Хаджи, претерпевая все трудности и лишения. Его смерть вне Родины стала ещё одним трагическим фактом, составлявшим картину трагедии, что постигла тогда чеченцев. Сам Кунта-Хаджи и его брат Мовсар искупали тело Ильяса Беноевского и похоронили его по исламскому обряду, покинувшего бренный мир после продолжительной болезни своего брата по вере.
Надо отметить, что предок Рамзана Кадырова Ильяс Беноевский похоронен в родном селе – Ахмат-Юрт, на территории комплекса «Хьаьжийн беш». Джамбулат Умаров, президент АН ЧР сказал, что поиск останков мюридов занял около двух лет, чему предшествовало изучение архивных материалов, устных преданий местного населения Новочеркасска и музейных экспонатов. Проведенная работа помогла выйти на примерное место захоронения чеченцев в районе Татарского хутора. Здесь группа исследователей провела раскопки на площади больше двух гектаров, - сообщил он.
Следует отметить, что всю работу курировал руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Галас Таймасханов. В этой работе активное участие приняли: министерство ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Архивное управление ЧР и Академия наук ЧР. Особенно, отметил бы, если можно так выразиться пионеров этого важного события - сотрудников ЧГТРК "Грозный", чей первый репортаж пролил свет на тему высланных мюридов. По воле Всевышнего работа потом набрала обороты: все требуемые силы, соответствующие специалисты были использованы для достижения благородной цели. И она по милости Всевышнего также была прекрасно достигнута. Наши братья и сестры вернулись домой ...