ЧЕЧНЯ. Между чеченцами нередко встречаются молодые люди, одаренные способностями к занятиям, требующим усидчивости и соображений; то и другое в них возбуждается в высшей степени соревнованием и страстью сделаться известным в своем околодке, хоть чем нибудь..
К разряду людей такого типа принадлежит Банай-аульский житель (Нагорного округа), Абдул-Керим.
Пытливый ум этого молодого человека не может оставаться в бездействии: после разных опытов по части мистицизма и коммерции, после разных плотничных и кузнечных упражнений, он задался идеей - заставить ничтожный ручей, проходящий через аул, приводить в движение мукомольную мельницу. Что им руководила при этом жажда своего рода славы доказывается тем, что во 100 саженях от занятого им места протекает река.
Идея эта до того овладела Абдул-Керимом, что он бросил все остальные свои занятия, даже старую отцовскую мельницу, которая весьма выгодно работает внизу, на речке, и вот уже три месяца, как, подобно Жильяту Виктора Гюго, одинокий и осмеиваемый всеми стучит долотом и кует молотом. Что выйдет из труда и настойчивости этого больного идеей, мы в свое время сообщим читателям "Тер. ведомостей"; а до того, передадим теорию, на которой наш аульный механик основывает свои планы.
«Я сделаю большое колесо, чувствительное до последней степени; если привесите к нему по касательной два или три фунта, то оно тронется. По окружности колеса, на известных расстояниях, приделаю особые коробки. Струя ручья будет падать в коробку и по мере того, как эта последняя будет наполняться, колесо едва заметно тронется, поддаваясь действию этой привешенной тяжести; подойдёт следующая корбка и прибавит двигателю веса, за ней третья и т.д. Движение, попеременно вызываемое тяжестью и приобретаемою скоростью, будет непрерывное, хотя очень медленное. Колесо это будет сообщаться с системою зубчатых колёс последовательно уменьшающегося диаметра, а вместе с тем увеличивающейся скорости вращения. Последнее колесо (шестерня) будет приводить в движение жернов.»
В настоящее время, Абдул-Керим уже вырыл помещение для своей машины, обложил его тщательно камнем и перевозит по частям механизм, приводящий в недоумение его одноаульцев.