ЧЕЧНЯ. В ноябре 1951 г. махкетинец Юхигов Салавди получил по почте от неизвестного лица письмо, в котором находились тексты, написанные на чеченском языке в стихотворной форме. В них были призывы к лицам чеченской национальности «верить в бога, сохранять старые религиозные обычаи, жить в дружбе, сохранять силы и веру для славного будущего, на примерах героического прошлого своего народа, верить в светлое будущее и счастливую жизнь на Кавказе, откуда чеченцы и ингуши были несправедливо высланы».
В конце текста песен была приписка вроде инструкции: «Тот, кому в руки попадется эта песня, обязан: переписать для себя, если неграмотный, то дать для переписки другому грамотному человеку, верующему в бога. Читать ее нашим людям, где это доступно, желающим дать для размножения, а для людей, живущих вне вашей досягаемости – переслать по почте, указав фальшивый адрес отправителя. Это надо сделать, не упуская ни одной минуты. Тот, кто не сделает этого, будет ответственен за судьбу вымирающей нации – это истинная правда».
Это письмо Юхигов показал Абуханову Шаиду, а затем они читали его своим товарищам -спецпереселенцам на молодежных вечеринках, различных религиозных собраниях, везде, где это можно было сделать втайне от зоркого ока НКВД. Слушая тексты стихов, написанных в форме чеченских религиозных песен (назмов), исполняя их, в людях укреплялась вера в то, что всевышний Аллах услышит их молитвы, справедливость восторжествует, и они в скором времени вернутся на свою Родину.
Каким-то образом властям стало известно об этих стихах и Шаид Абуханов, Салавди Юхигов вместе с несколькими своими друзьями были арестованы и по приговору судебной коллегии по уголовным делам Джамбульского областного суда от 20-22 мая 1952 года по ст. ст. 58-10, ч.2 и 58-11 УК РСФСР осуждены к 25 годам лишения свободы. Они обвинялись в том, что «будучи враждебно настроенными к существующему в СССР государственному строю, являясь инициаторами распространения среди чеченской молодежи антисоветского документа религиозно-повстанческого характера, призывающего чечено-ингушскую молодежь к организованной борьбе с советской властью и разжиганию националистической вражды». Конечно же, все это были выдумки НКВД. Никаких призывов к насильственному свержению советской власти в песнях не было. И об этом авторитетно было заявлено в Постановлении Пленума Верховного суда Союза ССР, который полностью реабилитировал осужденных.
В Постановлении говорилось: «В рукописи имеются религиозно-мистические призывы к богу, справедливости, надежда на лучшую жизнь в будущем, на возвращение для жительства к могилам своих предков - на Кавказ. Отдельные куплеты рукописи имеют ошибочные и идеологически вредные суждения, однако в целом рукопись не содержит призывов к борьбе с советской властью или к совершению контрреволюционных преступлений. В связи с этим не имеется оснований рассматривать распространение письма, полученного Юхиговым как проведение антисоветской агитации». Но эта реабилитация была уже после того, как осуждённые отсидели долгих 5 лет в лагерях Караганды и Магадана.