ЧЕЧНЯ. Хасан Зайндинович Бакаев (чечен. Бакаев Хьасан) — чеченский историк-кавказовед, писатель, поэт и публицист. Являлся главным редактором газеты «Ичкерия» (газета Правительства Чеченской Республики Ичкерия, одновременно возглавлял научно-исследовательский центр движения «Нохчи Латт ИсЛам». Автор более 100 научных и научно-популярных публикаций. Работал руководителем газеты «Чеченец». Ныне проживает в Западной Европе.
Краткие биографические данные. Родился в 8 февраля 1959 года в с. Гехи, Урус-Мартановского района, Чечено-Ингушской АССР. В 1976 году окончил Гехинскую среднюю школу № 1. С 1977 года по 1979 год проходил службу в Советской Армии. С 1983 по 1988 гг. учился на историческом факультете Чечено-Ингушского государственного университета им. Л. Н. Толстого. Со старших курсов стал специализироваться на изучении истории Древнего Востока. С 1988 по 1990 гг., после завершения учёбы в университете, Хасан занимается археологией на профессиональном уровне. В эти же годы он публикует целый ряд научных работ и эссе, в которых выявляются этнические и культурные связи вайнахов с Древним Востоком. В 1990 году Хасан поступает в аспирантуру Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, где проходит обучение под научным руководством таких прославленных ученых-востоковедов как Б. Б. Пиотровский и И. М. Дьяконов. В этот период Хасан активно публикуется в научных изданиях Москвы и Санкут-Петербурга. С 1992 по 1994 гг. Хасан занимается частным предпринимательством в Москве. После 90-х из-за военных действии в Чечне переехал в одну из стран Западной Европы.
Исследовательская деятельность. Еще в студенческие годы издал до 40 научных и научно-популярных статей на тему этногенеза вайнахов. В эти же годы опубликовал более 100 работ на тему этногенеза вайнахов, в том числе и монографических. В этот же период Хасан активно участвует в археологических раскопках в Чечено-Ингушетии. Х. Бакаевым опубликовано несколько научных работ. Кроме научных работ, он опубликовал множество статей и эссе, в которых популяризирует научные достижения в кавказоведении и востоковедении. В 1987 году после побед на региональных археологических студенческих конференциях Хасана направляют в Москву как одного из лучших студентов, для участия в XXII Всесоюзной студенческой археологической конференции, где Хасану присуждают диплом победителя первой степени. В том же году, Хасан, ещё будучи студентом, получил приглашение в город Владикавказ для участия в работе Всесоюзной научной конференции «Кавказ и цивилизации Древнего Востока», в работе которой принимают участие такие известные ученые как И. М. Дьяконов, Г. А. Меликишвили, Вяч. Вс. Иванов, О. М. Джапаридзе, С. А. Старостин, А. Ю. Милитарёв и др[. В. Б. Виноградов предложил Хасана Бакаева как участника будущего проекта по изучении хуррито-урартских корней нахского народа. На тот момент Х. Бакаев был студентом пятого курса исторического факультета ЧИГУ. Бакаев, внёс значительный вклад в развитие темы хуррито-нахской идентичности. Хасаном Бакаевым доказана принадлежность урартийских эров к хуррито-нахам.
Годы военного лихолетия. С началом Первой российско-чеченской войны (1994—1996 гг.) Хасан приезжает домой в Грозный. Вскоре он начинает публицистическую деятельность в официальном печатном органе ЧРИ в газете «Ичкерия». Вскоре он становится главным редактором этой газеты (1996 -1999 гг.). Вторая российско-чеченская война застает Хасана Бакаева за пределами республики, в Баку, где он находился в рабочей командировке. Из Баку Хасан через несколько лет эмигрирует в Западную Европу, где и проживает по сей день. В эмиграции Хасан занимается научной работой и публицистикой, издает книги на тему чеченской (вайнахской) истории.
Научные интересы и критика. В сферу научных интересов Бакаева входили хуррито-урартская цивилизация и её этно-культурные связи с вайнахами. Как археолог, Бакаев считает себя учеником Б. Б. Пиотровского и И. М. Дьяконова. Научная деятельность Бакаева критиковалась, в частности Я. Ахмадовым, за приверженность к взглядам В. Б. Виноградова, некоторые теории которого были отвергнуты современными учеными.
Взгляды и убеждения. Об этническом менталитете чеченцев, Хасан Бакаев пишет следующее: Главная суть чеченского национального характера, его становой хребет, его философская формула выражена в личной свободе каждого и равенства всех перед законами бытия, предписанными человечеству нашим Создателем. Чеченец не может измениться в нравственном плане, оставаясь чеченцем — настолько совершенную и продуманную в деталях духовную гармонию оставили нам наши предки. Эту гармонию невозможно «улучшить», не разрушая её, не сдвигая её чудесную соразмерность в область неустойчивости, падения, краха.
Бакаев X. З. Вечная война. Чеченцы глазами друзей и врагов.
Бакаев X. З. Вайнахи, штрихи к портрету // Университетский вестник. Грозный. — Грозный, 1989.
Бакаев X. З. Потомки Энея // Комсомольское племя. — 1990.
Бакаев X. З. Расселение вайнахов в горах и на равнине: факты и домыслы // Проблемы происхождения нахских народов / Под ред. М. Б. Мужухоева. Шатой: Министерство культуры ЧИР. — 1991.
Бакаев X. З. Потомки Кавказа // Чеченец. — 1997.
Бакаев X. З., Дударев С. Л. К вопросу об истоках нартского эпоса // Кавказ и цивилизации Древнего Востока / Под ред. И. М. Дьяконова. Орджоникидзе. — 1989.
Бакаев X. З., Нунуев С. X. История в легендах // Голос Чечено-Ингушетии. — 1991.
Бакаев X. З. Кто мы? И откуда? // Республика. — 1989.