Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Зулейхан Багаева – прима нашей молодости


Просмотров: 422Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Зулейхан Багаева – прима нашей молодости

ЧЕЧНЯ. Народная артистка Чечено-Ингушетии, заслуженная артистка Российской Федерации Зулейхан Мутушевна Багалова, исполнительница главных ролей многих нашумевших на всем Северном Кавказе, да и в России спектаклей, 2 июня 2025 года отметила свое 80-летие.
Около сорока лет Зулейхан Багалова блистала на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Заочно окончила один из лучших театральных вузов страны. Сыграла более 50 ролей, создавая яркие образы героев чеченской, русской и мировой классики на сцене нашего национального театра. Ушла со сцены в начале девяностых прошлого столетия. Накануне общенациональной трагедии… Но отшумели раскатистые грозы сокрушительной войны. Истерзанная невзгодами наша малая родина уж который раз, как птица Феникс, восстает из пепла. Налаживает разрушенное войной народное хозаяйство, возводит жилые комплексы и школы. В полную мощь заработали театры. К неподдельной радости любителей театрального искусства вернулась на сцену и народная артистка России Зулейхан Мутушевна Багалова. И вновь заблистала многогранная мощь ее неординарного таланта в спектаклях «Ханума», «В родном краю, на родном языке…», «Выше гор» и во многих других постановках Чеченского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.
Зулейхан Багалова – не просто актриса. Она целая эпоха в истории чеченского национального театра, любимица своего народа, великая труженица и патриот родного края. Само ее появление на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра в те далекие времена уже было гражданским подвигом. А было это так.
1959 год… Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова готовится к постановке нового спектакля «Горянка». Это была инсценировка нашумевшей поэмы дагестанского поэта Расула Гамзатова «Асият». Режиссеры Лидия Горькая и Петр Минаев без особого энтузиазма подбирали актерский ансамбль для будущего спектакля. Дело в том, что в театре не было актрисы на главную роль, и ее надо было искать. А это в те времена было очень сложно. В Чечено-Ингушетии еще были крепки вековые устои, и театральная сцена в них не вписывалась. Господствовало трепетное отношение к женщине. Ее берегли, как зеницу ока. На сцене национального театра были, конечно, женщины, еще в тридцатые годы дерзнувшие прийти в театр и блиставшие в нем. Но каких усилий им это стоило!? А ведь еще была насильственное переселение. Да и прошедшие годы наложили свой грустный отпечаток.

А на роль Асият требовалась совсем молодая актриса. Вот и искали ее по всей республике, на всех концертных площадках, во всех студенческих аудиториях. Искали долго, упорно, к этим поискам подключилась вся творческая интеллигенция Чечено-Ингушетии. Наконец, добрая весть пришла из Грозненского педагогического училища. Оказалось, что там, в коллективе художественной самодеятельности, есть изумительная девочка с незаурядными сценическими данными, великолепно читающая стихи и просто преуспевающая студентка педучилища. Режиссеры будущего спектакля «Горянка», не мешкая, помчались смотреть девушку. Она им понравилась. Этим юным дарованием и была Зулейхан Багалова.
Однако это вовсе не означает, что по первому же приглашению девушка пришла в театр, и началась ее театральная карьера. Мать у Зулейхан Багаловой была женщиной строгих правил. Она и в мыслях не могла допустить, что ее дочь станет актрисой. Но руководство театра не намерено было отступать. Подключилось Министерство культуры Чечено-Ингушетии, а затем и областной комитет КПСС. В общем, всем миром удалось уговорить родственников Зулейхан Багаловой, и театр получил сие очаровательное создание.

Роль Асият в своем первом спектакле «Горянка» Зулейхан Багалова играла самозабвенно. Она была ей близка по духу. Главная героиня спектакля была почти ровесницей молодой актрисы. Они были даже в чем-то схожи: прежде всего, юношеским максимализмом, целеустремленностью, верностью своим идеалам и принципам. Отдавая дань тому времени, многие театральные критики писали о спектакле «Горянка», что здесь на первый план вынесена борьба с пережитками прошлого, мешающими чеченскому народу уверенно двигаться к заманчивым зорям коммунизма. Возможно, как и в поэме Расула Гамзатова «Асият», такие нотки и проскользнули в репликах персонажей спектакля. Однако Зулейхан Багалова была очень далека от этого доморощенного политиканства и своей темпераментной игрой трепетно призывала к преданности первой любви, чистоте помыслов и твердости характера.
Грандиозный успех Зулейхан Багалова имела и в роли Алпату, задиристой звеньевой из спектакля «В одном ауле» по одноименной пьесе Магомеда Мусаева. Остросюжетная пьеса о проблемах сельского хозяйства Чечено-Ингушетии шестидесятых годов прошлого столетия увлекала зрителя сочным юмором, красивым чеченским языком и, конечно же, задорной игрой талантливых актеров. А какие мастера национальной сцены в нем играли! Яраги Зубайраев, Альви Дениев, Асет Исаева, Асет Ташухаджиева, Хулимат Мустапаева и многие другие. Интрига спектакля развивалась вокруг главного героя, директора колхоза Апти, его роль блистательно играл народный артист Российской Федерации Яраги Зубайраев. Трудовые успехи коллектива вскружили голову директору. Его буквально распирает от самодовольства и зазнайства. Задумывается о второй женитьбе при живой жене. Ему нужен сын-наследник, от первой жены пока только дочери. С ним и «сцепилась» молодая звеньевая Алпату в исполнении Зулейхан Багаловой. Героиня Зулейхан Багаловой была олицетворением всего нового, прогрессивного и потому заманчивого. Она была веселой, остроумной, очень трудолюбивой, активным комсомольским вожаком, готовым на самопожертвование во имя высоких целей. Чудный нрав молодой колхозницы, вполне искренне зазывающий в светлые дали, пришелся по душе многим зрителям и имел определенный успех.

Думать, что Зулейхан Багалова на заре своей творческой молодости играла только в спектаклях по пьесам местных авторов, было бы далеко не верно. В самом начале шестидесятых годов прошлого столетия режиссер П. Харлип поставил спектакль «Бэла» по одноименной повести М.Ю. Лермонтова с расчетом на актерское амплуа Багаловой. Печорина играл выпускник Ленинградского театрального института М. Давлетмирзаев. Максима Максимыча – Я. Зубайраев. Невзирая на свой юный возраст и отсутствие театрального образования, Зулейхан Багалова блистательно справилась со сложным образом всеми нами любимой лермонтовской героини. Творческие победы и быстротечное время доказывали, что диапазон актерских возможностей актрисы Зулейхан Багаловой необычайно широк. Если в самом начале творческого пути зритель узнал Зулейхан Багалову как лирико-драматическую актрису, то в спектакле режиссера Н.Децика «Дороги любви» по одноименной пьесе известного ингушского писателя Идриса Базоркина проявились и комедийные возможности актрисы. В этом спектакле у Зулейхан Багаловой была вроде бы и второстепенная роль Джанетты, но темперамент актрисы и умение жить в любых предложенных обстоятельствах сделали роль заметной и привлекательной. Об этом много писала пресса тех лет, отмечая незаурядность молодой чеченской актрисы.

Рассказывая о творчестве талантливой чеченской актрисы, нельзя обойти вниманием роль Луизы Миллер в исполнении Зулейхан Багаловой. К романтической драме немецкого поэта Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» Чечено-Ингушский театр имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова обратился в середине шестидесятых годов минувшего века. К этому времени вернулась из северной столицы группа молодых людей, обучавшихся актерскому мастерству в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. И режиссер спектакля В. Вайнштейн имел возможность подобрать яркий актерский ансамбль для работы над спектаклем «Коварство и любовь». В нем играли заслуженная артистка Российской Федерации Асет Исаева, заслуженный артист ЧИАССР Альви Дениев, народный артист ЧИАССР Магомед Хадзиев, Нелли Хаджиева, Муталип Давлетмирзаев и многие другие. Яркий образ гордой и независимой дочери бедного музыканта играла в этом спектакле Зулейхан Багалова. Вельможного аристократа невзначай встретила и полюбила ее героиня. Объектом пристального внимания и сердечных мук Луизы Миллер был светский лев и ловелас Фердинанд в исполнении талантливого актера Муталипа Давлетмирзаева. Блистательный актер М.Давлетмирзаев умело и с чарующим изыском лепил образ своего героя. И в него невозможно было не влюбиться.

Однако всем героиням Зулейхан Багаловой присуще чувство собственного достоинства, за внешней простотой всегда угадывается внутреннее духовное богатство. И потому их не пугают сложности судьбы. И Луиза Миллер в исполнении Зулейхан Багаловой – сильная натура, человек, готовый на самопожертвование во имя любви. Ей чужды меркантильность и многоликость. Прозрачной и чистой, как хрупкое стеклышко, запомнилась она зрителям.
В репертуаре Чечено-Ингушского государственного драматического театра был спектакль, который занимал особое место в творческой судьбе Зулейхан Багаловой и к которому у нее, несомненно, было трепетное отношение, ибо в нем главным партнером актрисы был ее муж, народный артист Чечено-Ингушетии Юсуп Идаев. Спектакль назывался «Тополек мой в красной косынке», он был поставлен режиссером П. Харлипом по одноименной повести лауреата Ленинской премии киргизского писателя Чингиза Айтматова. Незамысловатый сюжет повествует о большой и чистой любви, преданности своим чувствам. О предательстве, которое нередко встречается на жизненном пути. И о сильных людях, которые умеют, не теряя достоинства, преодолевать эти трудности. Главные герои спектакля – Ильяс и Асель случайно повстречались в степи. Полюбили друг друга и поженились. У них родился сын. Скромная и трудолюбивая Асель создала уют в доме. Ильяс работает шофером на автобазе, пользуется заслуженным уважением среди друзей и товарищей. Высокий, статный, красивый, девушки на него заглядываются, и ему это нравится. На время даже увлекся Кадичей, забыв про жену и сына. Однако Асель в исполнении Зулейхан Багаловой не из тех женщин, что прощают неприхотливые забавы мужа. Она уходит от Ильяса темной ночью, взяв своего маленького сына. Прозрение Ильяса (Юсуп Идаев) было поздним и горьким. Асель не простила предательство. Героиня Зулейхан Багаловой в спектакле «Тополек мой в красной косынке» предельной чистотой и стойкостью своего характера призывала к искренности чувств и незыблемой добропорядочности. И этим была дорога зрителю.

В самом начале семидесятых годов ХХ века Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова побывал на гастролях в Москве, выступал на подмостках знаменитого Малого театра. Избалованная московская публика была приятно удивлена вдохновенной игрой чеченских артистов. Особенно восторженно отзывалась пресса о темпераментной игре молодой актрисы Зулейхан Багаловой. В Москву с участием Зулейхан Багаловой театр вывез два спектакля «Бешто» и «Бессмертные» (Были, конечно и другие спектакли, имеются в виду спектакли, где главные роли играла Зулейхан Багалова). Грандиозный успех в исполнении Зулейхан Багаловой имела самоотверженная Бусана из спектакля «Бешто», безоглядно принявшая смерть во имя своей большой и выстраданной любви. Много добрых слов было написано о Камете, колоритном образе, созданном Зулейхан Багаловой в спектакле «Бессмертные». Спектакль этот поставленный по одноименной пьесе А. Хамидова рассказывал о Герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове. Ханпашу играл всеми нами любимый актер Дагун Омаев. Зулейхан Багалова играла любимую девушку Нурадилова, которая осталась в его родном ауле преданно ждать ненаглядного. Но события разворачиваются трагически, и Камета гибнет от рук бандитов, оставляя щемящую тоску в душах зрителей. Здесь можно говорить о том, что Камета в исполнении Зулейхан Багаловой является символом чеченского народа, депортированного, пока его славные сыны сражались за Родину. Но вряд ли у стен Кремля в самый разгар застоя кто-то вспоминал о горестях чеченцев. Просто всех пленила актриса, которая в столь молодые годы блестяще сыграла свою роль, невзирая на чопорность изысканной московской публики.

Рассказывая о заслуженной артистке Российской Федерации, следует сказать о ее семье. Свою первую и единственную любовь Зулейхан Багалова встретила в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре. Лучезарным героем ее жизненного романа был выпускник Ленинградского театрального института Юсуп Идаев. Великолепный актер, верный товарищ, преданный друг, заботливый отец и любящий муж. В их семье было трое замечательных детей. И когда Юсуп Идаев как истинный актер скончался на сцене, Зулейхан в жизнь детей выводила сама. Мужественно, стиснув зубы, на мизерную актерскую зарплату, без горьких стенаний и жалостливых причитаний растила она детей, всем троим дала высшее образование, вывела в люди, на большую, ухабистую дорогу жизни. И при этом долго еще не покидала сцену, радуя своих зрителей новыми сценическими образами.
В восьмидесятые годы прошлого столетия Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова обратился к знаменитому роману ингушского писателя Идриса Базоркина «Из тьмы веков». Очень сложный и многогранный образ Наси в этом спектакле сыграла Зулейхан Багалова. Как и в романе, так и в спектакле Наси порой удивляла своей неординарностью, противоречащей строгим рамкам вайнахского этикета. Однако почувствовав реальную угрозу жизни своего единственного сына Чаборза, Наси Зулейхан Багаловой в единый миг собрала в жесткий кулак всю волю и направилась к Калою, чтобы развести мрачные тучи над головой чванливого отпрыска. Художественная сила воздействия талантливой актерской игры Багаловой убеждали зрителя, что это был единственно верный поступок для любящей матери в сложившихся обстоятельствах. Восторженный зритель и раньше видел Зулейхан Багалову в роли матери. Это была Валумния в спектакле «Кориолан» по одноименной пьесе В. Шекспира. К роли матери возвращается Зулейхан Багалова и в спектакле «Плаха» по роману киргизского писателя Чингиза Айтматова. Пронзительные слова из монолога матери в исполнении Зулейхан Багаловой в этом спектакле тяжелым свинцом откладывались в умах и сердцах зрителей, потому запомнились на всю жизнь, вызывая только благодарные чувства ко всему творчеству великой актрисы. Ее Найман-апа в этом спектакле гибнет от руки собственного сына-манкурта, потерявшего память. Однако талантливая актриса сумела и трагическую гибель своей героини превратить в набат против воинствующего зла и насилия.

Зулейхан Багалова – великая актриса многострадального чеченского народа. Ее яркие роли учили нас жить по совести. Она была примой нашей молодости. Зачарованный зритель боготворил ее. Мы по-прежнему любим ее и сейчас. К своему юбилею Зулейхан Багалова подошла полная жизненных сил и неуемной творческой энергии. Пожелаем ей долгих лет жизни и счастливого благополучия в семейной жизни и еще много неслыханных творческих побед.

Аза ГАЗИЕВА,
заслуженный деятель искусств ЧР

43 (3736)


checheninfo.ru



Добавить комментарий

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


ЧТО ЧИТАЮТ. BEST:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"