Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Личность в истории: влияние Ахмат-Хаджи Кадырова на российско-чеченский политический процесс


Просмотров: 1 479Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Фото: vesti95.ru

Изучение роли личности в истории, ее становление, влияние на социально-политические, культурные процессы – ключевые вопросы социальной философии. Освещение жизни и деятельности исторической личности бесспорно имеет не только важное исследовательское значение, но и требует сопоставления с социальной практикой и ее трансформациями. Адекватная реконструкция деятельности исторической личности, а также контекста, в котором она действовала, созидала важно для сравнения настоящего с прошлым, определения магистрального пути развития народа. Это необходимо и для формирования патриотизма, морально-нравственных ценностей у подрастающего поколения, определения контура будущего этноса.

Историческая личность – всегда непосредственный продукт времени, противоречивой эпохи, выражение воли и устремлений народа, его внутренних коллизий. В народной среде выдвигаются политические и духовные лидеры, организовывающие сопротивление врагам, отстаивающие свободу и независимость, честь и достоинство своего народа. В относительно спокойное время из глубин народа выдвигаются творцы, строители, поэты, врачи, учителя, ученые, государственные деятели.

История знает и антигероев, преследовавших корыстные узкогрупповые, клановые интересы. Подобная политика проповедовала сомнительные этнополитические политические ценности, что изолировала народ от окружающего мира, порождала внутринациональную и межнациональную конфронтацию, ввергая его в жестокую трагедию.

Адекватная научная или художественная реконструкция исторической личности – задача далеко не простая, поскольку ученому, писателю нужно учитывать сложный клубок противоречивых событий времени, в контексте которых жил, боролся, созидал, переживал человек. Очень часто научное и художественное творчество, нацеленное на историческую или современную реконструкцию, остается поверхностным, схематичным, субъективным.

Тем не менее, задача исследователя заключается в том, чтобы стремиться воспроизвести полную картину социальной эпохи, ее влияние на личность, реконструируемой на основе этих факторов, что позволит создать ее целостный образ.

На основе этих методологических соображений, полагаем, следует анализировать жизнь и деятельность Ахмат-Хаджи Кадырова. В час жестокого испытания для своего народа он становится на защиту его жизненно важных интересов, решительно противодействуя силам зла и насилия. Это была очень колоритная, убежденная в своей правоте личность. Ее жизненный путь, начавшийся со среднеазиатской депортации, продолжился в сложный репатриационный период, достиг зрелости в постсоветское время. Он был воспитан на этнокультурных ценностях народа, песнях, преданиях, легендах об отважных героях–чеченцах, защищавших интересы народа, его кодовые этнокультурные ценности. Эту культуру он чтил, ее придерживался, все делал, чтобы сохранить и придать ей новое дыхание.

Как религиозный и политический деятель он окреп в борьбе с врагами религии и культуры, обычаев, традиций народа. Фаза его активной деятельности приходится на «эпоху перемен», радикальных экономических, политических и духовных трансформаций, сопряженных с коллизиями, конфликтами, резким оскудением нравственно-культурного состояния человека, общества.

В период ичкерийского безвременья он решительно отстаивал традиционные для чеченцев религиозные (суфийские), нравственные ценности, обычаи и традиции, на основе которых веками формировался этнокультурный код чеченцев, даже сохранившийся в вечной сталинско-бериевской ссылке. А.-Х. Кадыров, хорошо зная антинародную философию и практику ваххабизма, предупреждал чеченское общество об угрозе, исходящей от ваххабитов, проникавших во власть, в духовные и военные структуры Ичкерии. Позиция ваххабитов была нацелена на подрыв традиций, на упрощение, унификацию межличностных, гендерных, семейных, а также социально-статусных взаимоотношений в обществе.

Появились шариатские суды, справедливость решений которых вызывали сомнения, появились «эмиры», сопричастные к похищению и убийству людей, чеченских девушек выдавали замуж за террористов, одобрялись браки между близкими родственниками, распространялись наркотики, экстремистская литература, появились ваххабитские школы, военные базы, где Басаев, Хаттаб и др. обучали молодежь искусству терроризма. Отмечая опасность, исходящую от ваххабитов, муфтий А.-Х. Кадыров призывал Масхадова, Парламент Ичкерии принять меры по изгнанию их из Чечни. Но власть была неспособна внять голосу разума, поскольку погрязла во внутренних конфликтах при резком обострении российско-чеченских взаимоотношений. Ваххабиты стали преследовать А.-Х. Кадырова, против него были совершено несколько терактов, в ходе которых погибли родственники.

Но для него была неприемлема милитаризация общества, психология насилия, которые навязывались чеченцам Дудаевым, Масхадовым, Басаевым, Хаттабом, всевозможными бандитами и уголовниками, нашедшими приют в Чечне.

Провокация, совершенная Б. Кебедовым, Хаттабом и Басаевым в начале августа 1999 года, в виде организованного похода боевиков в горный Дагестан, детерминировала вторую войну в Чечне. Она стала той демаркационной линией, окончательно отделившая

А.-Х. Кадырова от масхадовско-басаевской политики. Масхадов не стал блокировать возвращение боевиков из Дагестана в Чечню, как того требовал муфтий Чечни. А это привело к тому, что война перебросилась на территорию Ичкерии, полностью разрушила Грозный, многие населенные пункты республики, повлекла гибель тысяч людей.

Как-то А-Х. Кадыров, узнав, что генштаб МО назвал операцию по выдавливанию Басаева и Хаттаба из Дагестана «подковой», ставил вопрос, почему не назвали ее «кольцом» и не добили в горах боевиков, не допустив в Чечню. Если попытаться ответить на этот вопрос, то на ум приходят следующие мысли: надо было очистить Чечню от чеченцев, расстрелять их как можно больше, полностью разрушить Грозный с тем, чтобы руководитель страны, однажды поднявшись в небо на вертолете, мог заявить, что с высоты город ужасно выглядит. Кроме того, в условиях рыночных отношений на войне, за счет нефти куча военных и невоенных превратились в миллиардеров и мультимиллионеров. Так что феномен Ахмат-Хаджи Кадырова требует основательного изучения и соответствующего ответа.

На кадыровских чтениях, которые АН ЧР регулярно проводит в республике, ученые, государственные, общественные деятели делятся результатами своих исследований, мыслями, воспоминаниями, отражающими жизнь и государственную деятельность А.-Х. Кадырова. Это позволяет определить его место и роль в российско-чеченской государственно-политической, духовно-культурной реальности. Без сомнения, эта была масштабная личность, выведшая на прямую линию российско-чеченские отношения, заведенные в тупик ельцинско-дудаевской преступной антинародной, антигосударственной политикой.

Он справедливо считал, что «отцы нации» приводят чеченцев к национальной катастрофе. Сберечь республику от разрушений, а народ от физического истребления можно было, избавив его от бандитов, террористов. Решение же этой насущной задачи он видел в объединении народа против сил, ввергающих его в катастрофу, и получении поддержки у высшего политического руководства страны.

Российско-чеченский политический процесс нужно было перевести на новый уровень, создавая условия для безопасности населения, восстанавливая экономику и социальную сферу, постепенно интегрируя чеченский этнос в политико-правовое пространство России.

Этот трудный социально-экономический, политический процесс предполагал как решительные действия по демилитаризации ситуации, минимизируя зачистки, похищения людей, обеспечивая их безопасность, достигая законности и правопорядка. Значительной вехой его политической и государственной деятельности была разработка проекта Конституции ЧР, подготовка и проведение 23 марта 2003 года общенационального референдума с принятием Конституции ЧР, законов о выборах Президента и Парламента ЧР. Тем самым в вопросе о политическом статусе был сделан правовой поворот от сепаратизма к возращению Чеченской Республики ее народа в конституционное поле Российского многонационального государства.

За короткий промежуток времени он многое сделал для восстановления экономики, социальной сферы Чеченской Республики, обеспечения безопасности гражданского населения, восстановления имени чеченского народа как труженика. А.-Х. Кадыров как никто другой знал свой народ как созидателя, гордился им и уважал его.

Он решительно противодействовал тем, кто пытался его унизить, оклеветать. Вспоминаются его знаменитые слова, произнесенные им в телепередаче «Свобода слова» с Шустером, облетевшие весь мир: «Я не позволю издеваться над моим народом ни генералам, ни боевикам!» Сказать такое и добиваться этого мог гражданин, патриот, убежденный в своей правоте, прочно стоящий на национальной почве, взращенный духом и культурой народа.

Однако преданность интересам своего народа, лидерские качества, изо дня в день демонстрируемые А.-Х. Кадыровым, не могли устроить его врагов.

Однажды им была высказана глубокая мысль, сохраняющая значение и для наших дней: «Только укрепляя существующую власть, а не пытаясь размыть фундамент под ней, мы, чеченцы, сможем доказать всему миру, что умеем не только разрушать, но и созидать». Яркие созидательные процессы, осуществленные и осуществляемые в Чеченской Республике, показали всему миру, что чеченцы – творцы, строители, умеющие направлять свою энергию и благо народа, республики и страны.

Президент России В.В. Путин высоко оценивал деятельность А.-Х Кадырова, направленную против экстремизма и терроризма. После ряда встреч с ним, Путин высказал мнение, что хотел бы сохранить А.-Х. Кадырова и видеть его на должности главы администрации республики после спада военной напряженности. Отвечая президенту, он заявил, что за участие в первой войне против него будут силовые структуры, как врага его воспримут и боевики. Но редко кто-либо из чеченцев взял бы на себя эту ответственную должность. Владея обстановкой в Чечне, хорошо зная настроение народа, он осознавал, что сможет лучше, чем кто-либо справиться с ней.

Установившиеся доверительные отношения между Президентом России и руководителем Чеченской Республики, способствовали переводу российско-чеченских отношений на стабильный уровень политического, социально-экономического развития. При этом шел поэтапный процесс их демилитаризации, восстановления разрушенной войнами республики, установления гражданских органов власти.

Определенные силы все делали, чтобы не допустить мира в Чечне, нередко совершались теракты, в ходе которых погибало гражданское население. Так, 9 мая 2005 мая в Грозном на стадионе «Динамо» был совершен теракт, в результате которого погиб Президент Чеченской Республики, Герой России А.-Х. Кадыров. Подло была прервана жизнь выдающегося чеченца, который делал все, чтобы прекратила литься кровь солдат, боевиков, мирного населения. Чтобы люди вернулись жить в покинутые дома, села, города.

Оценивая жизнь, деятельность, стойкость и гибель А.-Х. Кадырова, Президент России В.В. Путин признал в нем целеустремленную, абсолютно цельную личность. Им было отмечено, что он ушел непобежденным, прикрывал собой Чечню и чеченский народ, и достоин уважения народ, воспитавший такого сына. В этих словах заложен большой смысл, последовательный анализ которого позволит дать исследователям более полный и содержательный социально-психологический и духовно-нравственный портрет А.-Х. Кадырова.

Он был открыт для всех, образ его жизни и поведения свидетельствуют о стоическом характере, основательности, преданности коренным интересам народа. Мусульманский теолог и философ Абу Хамид аль-Газали утверждал, что «человек не создан ради шутки или случайно, но сделан великолепно и для великой цели». Мне представляется, что этими словами следует маркировать существенные грани характера А.-Х. Кадырова.

Ученые, писатели, журналисты сегодня широко осмысливают жизнь и деятельность А.-Х. Кадырова, его влияние на политические, духовно-культурные процессы в республике, страны. Пишутся статьи, книги, проводятся конференции, издаются научные труды. Эта творческая позиция интеллигенции должна быть не только продолжена и углублена. Очень важно развивать его удивительно прозорливые мысли, направленные на воссоздание национальной культуры чеченцев, совершенствование внутринациональных отношений, укрепление российско-чеченских взаимоотношений, развитие образования, спорта, культуры, здравоохранения, науки.

Не раз А.-Х. Кадыров заявлял, что своей главной задачей он видит не только остановить войну в Чечне, но и раз навсегда с ней покончить. Ему удалось остановить войну, а вот покончить с ней навсегда, чтобы через 25-50 лет она вновь не пришла в наши села и города – важнейшая задача нашего настоящего и будущего. Эта его идея должна быть реализована в определенных конкретных формах.

Также нужно показать, что его многие идеи конкретно реализовываются, приобретают практическую жизнь в политической и государственной деятельности Р.А. Кадырова, превратившего Грозный, Чеченскую Республику в крупный центр паломничества, экскурсий верующих, туристов, жителей российской глубинки. И это явление символическое, хотя далеко не всем оно по душе. Но ученые, духовенство, общественные и государственные деятели обязаны в различных формах демонстрировать региону, стране, миру, что созидательные преобразования, происходящие в республике – суть нашей национальной культуры, политики. Именно созидательный труд, единение этноса, нации – основа единства чеченцев, северокавказцев, россиян.

Шахруди Гапуров,

президент АН ЧР, док.ист.наук

Вахит Акаев,

академик АН ЧР, док.филос.наук

№ 153 (2587)




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"