Перформансом называется форма современного визуального искусства, при которой действия художника или художников наблюдаются в определённом месте в реальное время. Он в корне отличается от таких произведений искусства как картины или скульптуры, где главным является объект, выставляемый для всеобщего обозрения. Перформанс являет собой форму действия, некий публичный жест, поэтому его скорее можно сравнить с исполняемым музыкальным произведением или театральным действием.
Перформанс зарождается в 70-е годы (до этого года все подобные действия именовали «хэппингом», однако этот термин уступил месту понятию перформанс) и поднимает проблему искусства как образа жизни, схожего с первобытным миром, который не только предшествует созданию каких-либо материальных произведений искусства, но и делает их излишними.
Отрицая репрезентацию как таковую, перформанс отдаёт предпочтение непосредственному переживанию, здесь и сейчас, в это время и в этом месте – искусство и жизнь протекают в одно и то же время, главное – это их различение друг от друга. Перформанс не имеет определённого эстетического направления или программы: социальный аспект, игра, провокационность, время – всё это делает его широко применяемым и в корне отличным от классического произведения искусства. Художники перформанса в первую очередь работали с сознанием человека и с культурным пространством. Своим появлением перформанс обязан дадаизму, за его эстетику готовых вещей и скандальность, перемешанную с абсурдом, футуристам за их публичные манифесты и вечера, а так же открытию поп-артом возможности появления игрового момента в произведении. Если рассматривать роль перформанса в 20 веке, то нужно упомянуть, что это век, когда традиционные нормы, материалы, техники и рамки попирались ногами, а главным становилось обыгрывание возможностей нетрадиционного выражения и восприятия, формирование нового типа мышления и творения. Отличительной чертой нового искусства становится действие – оно, рассчитанное на скандал, должно было вызывать у зрителя эмоции, противопоставляться общественному мнению, правилам и вкусам – искусство становится игрой без правил. Если дадаисты и футуристы спонтанно и бесцельно выступали в своих вечерах и выступлениях скорее с целью показать альтернативу существующему искусству, то перформанс стал осознанной игрой со зрителем, которая вела к окончательной и бесповоротной «смерти искусства», которую начал дадаизм. Словно птица Феникс искусство должно было умереть, чтоб возродиться в новом обличье, с новым сознанием и выражением. Его цель – не дать поглотить массе и толпе вечные ценности, просто не создавая их, не создавая произведения искусства. Таким образом, можно говорить о том, что перформанс служил дальнейшим развитием модернистских направлений.