ДАЙДЖЕСТ: |
С этим заявлением на встрече с полпредом в СКФО Александром Хлопониным выступила не националистически настроенная публика, а общественники национальных республик. Госчиновник аж растерялся...
Я что-то не понял…
Очередная, четвертая по счету, встреча полпреда с членами Общественного совета на минувшей неделе прошла в загородной резиденции главы Карачаево-Черкесии. Обсуждали строительство туристско-рекреационного кластера - главного проекта полпредства, призванного стать экономическим локомотивом возрождения региона.
Самый, пожалуй, популярный аргумент критиков большой стройки высказал член совета фермер из Кабардино-Балкарии Ибрагим Яганов: в регион ожидается колоссальный приток денег, но при существующих масштабах коррупции их отчасти разворуют, отчасти пустят на подпитку терроризма. «Чтобы к нам ехали туристы, сначала нужно победить бандитизм и коррупцию. Хватит кормить Кавказ», – выдал фермер, имея в виду не столько пустые вложения федеральных средств, сколько использование их в криминальных целях.
От такого заявления полпред, который за словом в карман не лезет, явно растерялся. Однако после небольшой паузы все же нашелся: «Я что-то вас не понял. Вы предлагаете сначала пересажать коррупционеров, переловить бандитов, а потом строить курорты? Убежден, что эти процессы должны идти параллельно, работать надо по всем направлениям. За борьбу с мздоимством отвечают правоохранительные органы, а нам с вами нужно по уму распорядиться рекреационными ресурсами, чтобы не споткнуться на полпути», – обозначил вектор диалога Александр Хлопонин.
Самым обстоятельным оказался доклад завкафедрой геоинформации и картографии Ставропольского госуниверситета, доцента Александра Панина, перечислившего основные проблемы туристической отрасли в СКФО.
Таковых ученый насчитал немало: нехватка инвестиций, кадровый дефицит, изношенность инженерной и коммунальной инфраструктуры, отсутствие единого бренда Северного Кавказа, уничтожение заповедных уголков. Последнее актуально особенно, ведь именно природные ресурсы, согласно Стратегии-2025, должны сформировать новую экономику Северного Кавказа.
Однако муниципальные власти сегодня находятся, по сути, между Сциллой и Харибдой: должны думать о пополнении доходной части бюджета и одновременно о сохранении уникальной природы и рекреационного потенциала. Возникает конфликт интересов, в котором бизнес берет верх. Гармоничное развитие, скажем, Кавказских Минеральных Вод могла бы обеспечить администрация КМВ, но она остается бутафорской конторой, которую проще разогнать, чем содержать.
Чистота, уют, порядок
Серьезный замах
Казалось бы, на Северном Кавказе всего в достатке: потрясающая природа, рабочая сила, даже инвестиции пошли, причем не из федерального бюджета, а зарубежные, частные. Чего же не хватает, что мешает развитию?
«Наша беда в том, что мы не можем грамотно распорядиться имеющимися ресурсами», - отрезал Хлопонин. А для вящей убедительности взял со стола бутылку минералки, прочитав: «Арх… Нет, не «Архыз», Арх-13. Что это? Где и кто разливает? Вот, видите, бренды есть, но их эксплуатируют не так, как надо. Что уж говорить о вещах более сложных, если мы сами не можем достойно распорядиться своими марками».
Между тем в проектах недостатка нет, что и проиллюстрировал гендиректор ОАО «Курорты Северного Кавказа» Алексей Невский. Цифрами сыпал обильно: благодаря туристическому кластеру через двадцать лет на Северном Кавказе единовременно смогут отдыхать 250 тысяч человек, будет создано 300 тысяч новых рабочих мест, налоги вырастут на 130 млрд. рублей, валовый региональный продукт - на 900 млрд.
«Открытая» уже писала, что в декабре прошлого года решением российского премьера Владимира Путина к прежним пяти зонам туристического кластера добавилось еще две - в Ингушетии (ряд районов) и Дагестане (побережье Каспия).
По итогам заседания совета под напором чеченской делегации полпред обещал рассмотреть возможность включения республики в туристический кластер. И впрямь, почему бы нет? Если уж поднимать курорт, то в него должны войти все регионы СКФО, пусть и в разных пропорциях. К тому же было время, когда туристические тропы Чечни пользовались невероятной популярностью.
Чтобы «закольцевать» все курортные площадки Северного Кавказа, предстоит реконструкция шести существующих аэропортов и строительство четырех в Дербенте, Матласе, Мамисоне и Зеленчукской для малой авиации. Уже разрабатывается проект строительства скоростной железной дороги «Махачкала – Баку» и автотрассы «Сухуми – Черкесск».
Прогульщиков просим на выход
На пропаганду всего этого великолепия «Курорты Северного Кавказа» денег жалеть не собираются: работа с блоггерами и журналистами, создание «групп социального содействия» из местного населения, даже решено снять художественный фильм с условным названием «Кавказская пленница-2». Александр Хлопонин не удержался, чтобы не пошутить: «Будете снимать фильм, пригласите на главные роли губернаторов, да и полпредство в полном составе. Успех гарантирую».
О пропаганде курортов заговорили на заседании не случайно. Как выяснилось, местное население не всегда воспринимает на «ура» инициативы что-то там у них построить. Люди не доверяют власти и боятся, что у них отнимут земли, где они испокон веков привыкли пасти овец, выращивать фрукты-овощи.
Жители Мамисона по этому поводу уже разослали письма в адрес всех известных им чиновников. Да и стройка в Сочи всем продемонстрировала, что власть на пути к цели с рядовыми гражданами не церемонится: если надо снести дом, разровнять поляну, изменить русло реки, то не помогут никакие всхлипы и протесты.
«Никто ничего отбирать не собирается, будем только давать», - заверил полпред, поручив Алексею Невскому в каждом конкретном случае выезжать на место и согласовывать с населением свои замыслы. А самим местным жителям посоветовал тоже попусту не кипятиться: «Да во всем цивилизованном мире за инвестором готовы бежать на край света, ублажать его, прогресс ведь не стоит на месте».
В финале заседания заместитель полпреда и сопредседатель совета Юрий Олейников вышел с неожиданным предложением: перетряхнуть состав уважаемого общественного консультативного органа, исключив из него ряд москвичей за «систематические неявки».
Кого именно, называть не стал, но прогульщики известны и так: председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, лидеры правозащитных организаций Светлана Ганушкина («Гражданское содействие») и Ольга Костина («Сопротивление»), телеведущие Максим Шевченко и Николай Сванидзе.
Действительно, зачем занимать место, если ничего не делаешь?
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ Черкесск - Ставрополь
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии