islam_saidaev пишет: «Чеченский Шиндлер» или рассказ о том, как русский геолог спас потомков Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Одной из самых трагических дат в истории чеченского народа является 23 февраля 1944 года - день выселения чеченцев и ингушей в Среднею Азию и Казахстан.
На протяжении десятилетий, когда 23 февраля весь Советский народ праздновал день Советской армии и Морского флота, чеченцы и ингуши в тайне от Советской власти читали «мавлиды» и раздавали «садака» (милостыню) скорбя о близких не вернувшихся из далекого «сибирского плена».
Через долгих тринадцать лет после выселения 1944 года, 9 января 1957 года был издан Указ Президиума ВС РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области». Данный документ предусматривал снятие запрета на возвращение чеченцев и ингушей в места постоянного проживания.
Много бед и страданий пришлось пережить нашему народу во время выселения и после него.
Сорванные с родных мест и брошенные в холодных зимних степях Казахстана и Средней Азии, чеченцы фактически были поставлены на грань физического уничтожения. Так, по некоторым данным 1 апреля 1949 на учете органов МВД СССР состояло 335173 чеченцев и ингушей. Выслано же было 470449 человек. Следовательно, в процессе депортации и в новых местах расселения погибло 165276 чеченцев и ингушей, т.е. более 37%.
Согласно официальным данным, в феврале-марте 1944 года из ЧИАССР было насильно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч - в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР - 85,5 тысячи.
В этих списках нет тех, кто был уничтожен при депортации в горных и плоскостных селениях Чечено-Ингушетии.
Чеченцы помнят о массовом убийстве детей, женщин и стариков. О заживо сожженных жителях высокогорного селения Хайбах, закопанных заживо пациентов больничных клиник в селениях Горячеисточненнская, Урус-Мартана и т.д.
Точных данных о количестве погибших во время депортации в феврале 1944 года никто не знает.
Однако, наша память навечно запечатлела информацию о гонителях чеченского народа, усилиями которых наш народ чуть не был стерт с лица земли: Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, генерал Кобаладзе, полковник Гвишиани…
Это не полный перечень тех, кто незаслуженно остались в памяти народа, когда как имена тех, кто помог чеченцам и ингушам справиться с постигшей бедой, порою забываются, а порой и вовсе не известны.
Каждое утро, вставая на молитву, я беру с полки Коран, и невольно мой взгляд падает на слегка потрепанную книгу, которая чудом уцелела после последней страшной войны, когда как вся остальная моя библиотека была сожжена неизвестными лицами вместе с домом.
«Облицовочные камни месторождений СССР», так называется книга Владимира Арсеньевича Осколкова, которую любезно подарил нашей семье ее автор, во время его последнего приезда в город Грозный, 9 января 1987 году. Книга с дарственной надписью: «Дорогим друзьям Сайдаевым с любовью и уважением», бережно хранится в нашей семье рядом со святыней Ислама - Священным Кораном.
Русский геолог - Владимир Осколков своим личным подвигом доказал, что в любое даже очень сложное и противоречивое время люди не перестают быть людьми.
Говорят, что как-то Имам Шамиль посетовал, что мол: «Нет у чеченцев горы, на которую вы возводите своих героев, и пропасти, куда бросаете своих смутьянов».
Сегодня, как раз настало то время, когда мы с полным достоинством и честью можем воздать по заслугам и тем и другим. Дать должную объективную оценку всем нашим историческим личностям и событиям. В своем рассказе я хочу поведать о друге нашей семьи, человеке который очень многое сделал для нашего народа в годы выселения в Казахстан и Среднюю Азию, сделал столько, что он достоин того, чтобы чеченцы поминали его добрым словом.
Я хочу рассказать одну поистине героическую историю в память о человеке, который для спасенных им чеченцев стал своеобразным «чеченским Шиндлером», спасшим от немецкого геноцида тысячи евреев.
Если попробовать вкратце передать эту историю, достойную пера писателя Канта Ибрагимова, то дело обстояло следующим образом:
По рассказам моего деда Халида наша семья, как и весь чеченский народ, были высланы в Сибирь. Однако, в отличие от наших земляков, выброшенных в холодных казахских степях, семья Халида попала в более благоприятные условия - Ошскую область Киргизской ССР. Мой дедушка всю жизнь благодарил за это Аллаха, утверждая, что это является заслугой нашего благословенного предка, роду которого благоволит Аллах.
Семья Халида Сайдаева была одной из десятка тысяч семей, попавших на место временного поселения в Киргизскую ССР. Среди этого спецконтингента были и потомки чеченских устазов, овлия, а так же потомки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Время выдалось тяжелое, оторванные от родных очагов, без средств существования, всем чеченцам приходилось «не сладко».
По прибытии на места высылки, депортированных из Чечено-Ингушетии ожидал жесткий контроль. Спецпереселенцы фактически не имели никаких гражданских прав. Покидать места поселения категорически запрещалось. Если человек по каким-то причинам выходил даже за пределы аула, то нарушитель автоматически осуждался на длительные сроки тюремного заключения.
Попавшим на поселение в Киргизию худо или бедно, помогали местные органы власти, выделяя «фирманы» для жилья, так назывались бараки на полевом стане хлопковых плантаций. Первые дни даже помогали продовольствием. Однако чтобы выжить, нужно было работать.
Мой дедушка Халид до выселения работал водителем директора завода «Красный молот» и был хорошо знаком с рядом советских руководителей, и они помогли ему найти работу в геологической разведке. Через небольшой промежуток времени Халид крепко сдружился с начальником этой госорганизации Владимиром Осколковым, который стал всячески помогать нашей семье и нашим близким с трудоустройством.
Халид рассказывал, что таким образом они устроили на работу сотни человек, на обеспечении которых находились их большие семьи и близкие родственники. Одним из тех, кто, таким образом, был принят на работу, являлся потомок пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Кати (Сайид-Мохмад) сын Сайида-Ахмада – потомки Шейха Сайид Хусейна Джамалуллайла. Семья Халида и семья Кати жили в одном «хирмане» - бараке разделенным на несколько семей.
По рассказу Халида, это произошло следующим образом.
- Как-то раз Кати пришел ко мне с просьбой, - вспоминал Халид.
-Халид тебе известно мое положение, я являюсь главой большого семейства, под моей опекой находится не один десяток человек, и мы не можем найти средства к существованию. Я слышал, что ты нашел кунака, устроившего тебя на работу, поговори с ним обо мне, не дай нам умереть с голоду, - обратился Кати к Халиду.
По рассказу Халида, он стеснялся обращаться с просьбами к Оскалкову, и все думал, как же найти удобный повод, ведь он и так уже многих чеченцев устроил на работу. В случаи доноса, могло быть расценено как пособничество врагам народа, что сулило Осколкову не только потерей должности руководителя геологоразведки, но и жизни.
Однако Аллах (Свят Он и Велик) помог Халиду решить этот вопрос.
- В один день, озабоченный просьбой Кати, я без стука зашел в кабинет начальника с мыслью рассказать ему о просьбе Кати. Владимир Осколков сидел, откинувшись на спинку стула, держа перед собой книгу, - рассказывал Халид.
-Ассалам Алейкум, - обратился я к Владимиру. Застигнутый врасплох Осколков быстро закрыл книжку и положил ее в полку своего стола. Однако я успел прочитать название книги, из которой следовала, что эта была книга о Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует).
- Я почувствовал большое удовлетворение тем, что Бог дал мне зацепку, - продолжал рассказ Халид.
-Я давно понял, что ты с любовью и уважением относишься к мусульманам и к нашему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), вот только одно не могу понять, почему ты еще не мусульманин?
Халид рассказывал, что после этих слов Осколков снова откинулся на спинку стула и ответил:
-Да Халид Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) достоин уважения. Это Великий человек, заслуги которого признают многие мировые мыслители и ученные. Только ведь я коммунист, как я могу отречься от партии и принять Ислам?! Может в другой жизни?! - с грустью сказал Владимир.
- Не знаю, как на счет другой жизни, но если ты уважаешь нашего Пророка, то я знаю способ, как ты можешь заслужить милость Аллаха, - сказал Халид.
-Ну и что же это за дело,- спросил Владимир.
- Есть у нас один земляк Кати, который является потомком пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который находится весьма в плачевном состоянии. Если бы ты его устроил на работу, то совершил бы богоугодное дело, которое перевесило бы в Судный день все твои прежние благие деяния, - сказал Халид.
Не прошло и нескольких дней после этого разговора, как Владимир назначил Кати начальником по хозяйственной части геологоразведки. Это был весьма мужественный поступок так, как по тем временам утеря или хищение хоть одного гвоздя из госимущества являлось тягчайшим преступлением и каралось очень строго, вплоть до смертной казни.
Благодаря этому назначению семья Кати и его близкие родственники смогли благополучно пережить выселение.
С тех пор, Халид и Владимир Осколков, стали близкими друзьями.
Возвратившись домой в 1957 году, Халид до конца жизни поддерживал связь со своим другом и товарищем Владимиром Осколковым. Однажды, когда мне было 14 лет, Осколков приехал к нам в гости, дедушка сказал мне в тот день.
-У нас сегодня будет великий человек, спасший от голодной смерти сотни, а то и тысячи чеченцев. Если кто-то из коммунистов и попадет в Рай, то это не применено будет Владимир.
Владимира Осколкова сегодня нет в живых, однако память об этом русском человеке, великом сыне своего народа навечно останется в нашей семье. Такие люди как Владимир Осколков, достойны того, чтобы о них знали и помнили, наши современники и потомки. Чтобы их имена были вписаны в славную историю чеченского народа, увековечены в названиях скверов, парков, улиц и площадей нашей прекрасной столицы – города Грозный.
Ислам Сайдаев
checheninfo.ru
Источник информации: http://islam-saidaev.livejournal.com