ДАЙДЖЕСТ: |
Джамиля Шахбазова – заслуженная артистка ЧР, яркая, характерная актриса Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. На фестивале «Театральный Грозный», прошедшем в конце прошлого года, Джамиля удостоена диплома «Лучшая актриса фестиваля» за роль Селы в спектакле «Бож-Али»
Думается, понятнее будет о ком идет речь, если перечислить роли Джамили. Это и уже названная неловкая доярка Села, в известной комедии А-Х. Хамидова, Деши («У родника»), Муъминат («Асхаб-Бендер»), Бика («Ушедший за саваном»), Заббари и Сетбика в «Пелхьонаш» Саида Гацаева в постановке Р. Хакишева. Зрители запомнили эти самобытные яркие персонажи.
Такой же самобытностью, своим стилем игры, своим прочтением не только роли, но и всей идеи спектакля отличается и сама актриса. Актриса с большим опытом в своей творческой копилке, актриса больших возможностей и перспективы.
Джамиля Шахбазова родилась и выросла в Хасавюрте, в селении Покровское.
- Мое покровское детство мне иногда снится. В селе течет река. Она вся из родников. Над нею по берегам растут дубы. Под одним из них мы, дети, прятались, делились своими секретами. А бывало – загоралась радуга и зависала огромным коромыслом, - рассказывает Джамиля. - Мечты какой-то не было. Была любовь ко всему, что есть представление, зрелище.
Джамиля рано начала читать. Бесконтрольное чтение взрослых книг, мир сказок и мультиков, реальная жизнь - все смешалось в ее детском воображении.
После садика она устраивала свои спектакли для взрослых и детей. «Сама себе гример, режиссер, сама себе артистка», - вспоминает актриса. «Артистка», - так она себя называла. Надевала папину шляпу, натягивала мамину красную юбку. Все это собиралось булавками и веревочками. Раскрашивала лицо и бегала по подъездам, стучалась в двери: «Цыганку вызывали?» Девочке охотно подыгрывали. И все это выливалось в большое представление. Потом уже, в школьные годы, организовывала мероприятия, выступала в них. А дома писала сказки – сказочные острова, бабы, которые Яга… Внеклассные чтения были ее дебютом. Со временем другие сказки стали появляться – космос, фантастика. Она до сих пор любит сказки, - потому что они хорошо заканчиваются.
Так, сам образ ее детской и школьной жизни уже был частичным воплощением мечты. «Моя мечта жила и росла со мной, утратив свое значение прекрасного далеко. Оно было всегда со мной, это прекрасное далеко».
В 1989 году Министерство культуры Республики Дагестан направляет Д. Шахбазову на учебу в г. Краснодар. Она попадает на экспериментальный курс режиссуры театрализованных представлений.
«В 1993 году в мае, - рассказывает Джамиля, - после учебы, я обратилась в Министерство культуры ЧР. Оттуда меня отправили с сопроводительным письмом в Чеченский драматургический театр к Руслану Хакишеву, к режиссеру театра. Руслан спросил, кто были мои педагоги, и в результате дал первую мою роль в спектакле «Марчо эца вахнарг» по пьесе М. Ахмадова, роль Бики».
– В театре приняли меня, со словами: «Наконец-то у нас появилась характерная актриса». Для меня было это очень важно.
- Вера Р. Хакишева в меня сделала из меня актрису. Я пришла в театр с любовью и желанием работать. Видно, он увидел это во мне, - говорит актриса. - Вне веры, вне любви у меня бы ничего не получилось.
С ее приходом в театр пришла новая волна. Ее героини непосредственны, непредсказуемы. Общаясь с Джамилей, зная ее, ее роли, удивляешься не столько ее уму и современным взглядам на все, сколько ее любви и преданности своему делу. Любви, порой безответной, если судить по шаблону: главные роли – значит любят. На вопрос, любит ли она аплодисменты, отвечает: «Конечно, да. Я отработала. Я отдала все зрителям. Мне важен сам процесс нахождения на сцене во время представления. Я хотела бы все время там находиться. Для меня нет разницы – главная ли роль, вторая ли. Я не представляю себе, как можно играть наполовину. Важно погрузиться в роль, изучить характер, превратиться в этого человека». Где бы она ни находилась – на рынке, на свадьбе, в общественном транспорте – она ищет своих героинь. Джамиля Шахбазова – мастер вторых ролей. У нее удивительная способность – блистать в тени главных героинь. Ее характерная внешность, замечательная пластика, умение жить жизнью своих героев, ее любовь, которую она посылает в зал – работают безупречно. Вполне понятно, почему режиссер Хакишев определяет ей роли контрастные, нетипичные, т.е. она может падать, прыгать на сцене, быть смешной перед очень претензионным зрителем.
В репертуаре чеченского театра нет почти ни одного спектакля, где не занята актриса.
В спектакле «Бож-Али» - в сцене, где разыгрывается драма на ферме, внимание зрителя держит Села. Невезучая, несуразная девушка-доярка. Человек явно не на своем месте. Куда ей находить общий язык с этим непонятным ей трудом (адом) доярки, с этой бодливой коровой! В трактовке Д. Шахбазовой – Села – чужая среди счастливых, довольных собой работниц фермы и тем более не чета умелой, уверенной в себе Зулай (А. Муртазалиева). Образ Селы главный, почти главный в сцене на ферме. Потому что он ставит вопросы. И первый из них – надо увидеть, кто рядом с тобой. Не герой, не самый лучший, но человек. И сыграна эта вторая роль мастерски.
В спектакле «Асхаб-Бендер» (С. Чахкиева) - героиня Д. Шахбазовой – Муъминат – девушка сельская. На заре 90-х годов она даже не знает, как произносится слово «бизнесмен». Путается. Пытается соответствовать. Но сколько добра в искреннем желании помочь своей подруге в сватовстве. Да, она смешна. Зритель хохочет над ее репликами. Узнаваем персонаж. А рядом лучезарная Индира, умница, городская студентка.
Джамиля нашла эту линию поведения своей героини. Это – ее актерская находка.
В такой же канве трактуется образ Деши в спектакле «У родника». Она – девушка-золото. Золото. Чего же более? Роль комичной девушки над златоулием. Но актриса так ведет образ своей героини, что невольно проникаешься к ней уважением. А что? Она танцует красиво. Завораживает пластика рук, пальцы все в кольцах, в браслетах запястья. Выразительна речь - и это красиво. Зрелищно. А зритель и приходит за этим в театр. И такие мизансцены как бы маленькие спектакли внутри спектакля.
Особой хореографической пластикой отличаются персонажи Д. Шахбазовой в спектаклях «Скапен, спаси любовь» (Коломбина) Ж-Б. Мольера и «Женитьба» (Дуняша) Гоголя, талантливо поставленных Р. Хакишевым.
С 2003 года Джамиля занята во всех сказочных постановках театра, выезжала во все районы республики в т.ч. и горные. Джамиля сама разрабатывает костюм, грим, выступает в роли художника. И для нее важна каждая деталь в гриме для сказочных представлений. Любая мелочь имеет значение.
«Детский зритель особенный. Он слушает и смотрит только когда ему интересно. А когда неинтересно – стреляют из рогатки», - так вспоминала свой опыт работы в ТЮЗе Инна Чурикова.
Джамилю самозабвенно любят дети. Когда она приходит в гости, дети заворожено смотрят на ее сумки, зная, что сейчас добрая фея Джамиля будет оттуда доставать чудеса невиданные. С детьми она своя. Она и на коньках покатается, и с горки скатится, и вприпрыжку по проспекту проскачет. Полный восторг детей. И когда она играет в детских представлениях – происходит чудо. Дети вживаются и переживают за героев сказки так, что смех и слезы – самые настоящие. Бывает так, что дети переживают за нее даже если персонаж отрицательный: Баба-Яга и т.д.
Сказки в постановке Р. Хакишева «Сказки волшебники Сулеймана» , «Золотой цыпленок», «Аленький цветочек». с 2002 г. играются во всех почти школах республики, на всех праздниках и мероприятиях. И во всех них занята Джамиля.
Но ей удавались и драматические роли. Так в спектакле «Бессмертные» она играет женщину, пережившую боль всех матерей, потерявших сыновей.
В конце 90-х когда театр, как и весь народ переживал трудные времена, Джамиля всегда была со своим театром: где жил театр, там жила и она: в Ингушетии, Нальчике, Анапе, Стамбуле, Германии.
Джамиля – общественник. Принимает активное участие в жизни театра, член Союза театральных деятелей России, она входит в правление СТД.
В 2005 году с коллективом театра Нурадилова во главе с Р. Хакишевым сыграла большую роль в восстановлении Русского государственного театра им. М.Ю. Лермонтова.
В спектакле «За чем пойдешь, то и найдешь» (Н. Островский) в постановке Р. Хакишева сыграла две основные роли: Белотеловой и Матрены. Две абсолютно разные роли. Роль Белотеловой была отмечена на фестивале «Комплимент» в г. Новочеркасске…
- И все-таки, не мечтаете ли Вы о своей роли? Сыграть на все сто? Она уже есть где-то в классике или современных пьесах?
- Это был бы мюзикл. Он возможен, если будет в современной обработке. Что подразумевается под этим? Кроме лезгинки есть масса других танцев. Другая пластика. Я думаю, что это возможно. У меня в Хасавюрте есть художественный театр СТЭМ. Актеры поют, танцуют в соответствии с жанром мюзикла. Молодежь вообще восприимчива. Им интересно все. Думаю, интересна и я. Мои многочисленные героини – и драматические, и комические, и сказочные научили меня очень многому. В этом плане я очень благодарна режиссеру театра Р. Хакишеву.
Вот такая она, Джамиля Шахбазова. Актриса в маске вторых ролей. Живет она и сегодня в Хасавюрте. Каждый день приезжает в любимый театр при полном параде – красивая и энергичная. Вся ее работа в Грозном, в Чеченском драматическом театре им. Х. Нурадилова – это, можно сказать, ежедневные личные гастроли. Путь от Хасавюрта до Грозного неблизок. Но это уже арифметика.
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой