ДАЙДЖЕСТ: |
Как рассказывает бывший начальник ПТО Червленского ГУДЭП, ныне пенсионерка Татьяна Ивановна Кузнецова, ее дед Василий Финогенович Куприянычев пришел работать в ДУ-417 в 1946 году и проработал здесь до 1959-го.
Перед Дорожным участком стояла задача ремонта и обслуживания автомобильных дорог регионального и местного значения многонационального Шелковского района. Первым руководителем его был Николай Мойбенко. Сказать о нем больше, к сожалению, нет возможности, т.к. архив предприятия в годы боевых (военных) действий на территории республики в начале нынешнего столетия был утерян. Известно лишь, что в 1960 году Николая Мойбенко сменил Анатолий Петрович Казакин. К тому времени ДУ – 417, вместе с созданными чуть позже еще несколькими дорожными предприятиями, вошел в Дорожную службу №504, которая начала свою деятельность в 1957 году. В 1966 году ДУ-417 переименовали в ДЭУ-505, а в 1975г. – в Червленское ДРСУ (дорожное ремонтно-строительное управление).
Моя собеседница, Татьяна Кузнецова, начала работу в Червленском ДРСУ в 1979 году. По ее словам, сердце ее тогда особо грела мысль, что ее дед здесь работал.
– Как рассказывал мне дед Василий, когда я еще была маленькой, дорожники пользовались большим уважением у населения и были в большом почете, – говорит Т.Кузнецова. – В правдивости его слов я убедилась, пополнив ряды ДРСУ. Нас реально уважали, с нами считались. В 80-е годы на обслуживании управления было около 500 км дорог общего пользования. Для оперативности работы дорожников в разных населенных пунктах района было создано 10 домов дорожных мастеров. 10 – 15 человек,помимо дорожных мастеров, работали при каждом из них. База же основная находилась в ст.Червленная. Всего в нашем управлении, помнится, числилось 150 человек, вспоминает Т.Кузнецова.
В 1985 году Анатолия Казакина сменил Виктор Николаевич Кормильцев. Еще через два года, в 1987году, директором Червленского ДРСУ был назначен Ширвани Вахидович Хасханов.
Ширвани Хасханов окончил Сибирский автодорожный институт в 1981 году. Свой трудовой путь в Червленском дорожном предприятии он начал в 1985 году в должности главного инженера. С 1987-го по конец 2011-го был директором предприятия. За заслуги в сфере дорожного строительства и личный вклад в развитие сети автомобильных дорог республики и страны Ширвани Хасханову были присвоены звания «Почетный дорожник России» и «Заслуженный строитель Чеченской Республики».
Как вспоминают дорожники, даже в период военных действий на территории Чечни работники дорожного хозяйства не прекращали работы по ремонту и содержанию автодорог общего пользования.
– Не раз случалось, что федералы задерживали наших дорожников и забирали в комендатуру, откуда их приходилось вызволять, доказывая в очередной раз, что рабочие занимались ремонтом дорог, а не подрывной деятельностью, в чем нас все время пытались обвинить, – вспоминает главный инженер Вахита Исмаилов. – Занимаясь ремонтом и содержанием дорог и мостов в столь непростых условиях, мы, естественно, рисковали жизнями. Но старались гнать мысли и не думать о плохом. Надо было во что бы то ни стало наладить движение автотранспорта, обеспечить проезд на основных маршрутных направлениях. Это было жизненной необходимостью для населения республики. Важно было осуществлять связь как между населенными пунктами района, так и с районами республики. На обслуживании Червленского ГУДЭП находилась также и автодорога межрегионального значения Ставрополь – Прохладный – Кизляр – Крайновка; (ныне - Ищерская – Шелковская – гр.Дагестана). По тем временам все приходилось завозить из соседних регионов, и эта дорога была жизненной необходимостью. Важное значение имела и дорога Червленная – Грозный, соединявшая Шелковской район со столицей республики.
Вахита Исмаилов пришел работать начальником планового отдела в Червленское ДРСУ в 1998 г., позже он руководил строительным участком. В сложные двухтысячные годы В.Исмаилов делил вместе с коллективом все тяготы и лишения. Его выдержка и рассудительность, спокойный характер всегда вызывали у коллег уважение. Настолько он влился в коллектив и оказался предан ему, что перевез членов своей семьи жить из Цоци-Юрта в Червленную. Как говорят коллеги, Вахита – душа их большого коллектива.
В 2002 году, как и другие дорожные предприятия республики, Червленское ДРСУ было реорганизовано в ГУДЭП – государственное унитарное дорожно-эксплуатационное предприятие.
Республика зализывала раны, нанесенные военными действиями. Дорожные предприятия буквально по запчастям собирали свою разбитую дорожную технику и работали, что называется, и днем, и ночью, восстанавливая республику.
Жизнь всегда берет свое, если есть движение. Чеченский народ во главе со своим лидером Рамзаном Кадыровым сумел сделать, казалось, невозможное – Чеченская Республика в сжатые сроки была поднята из руин. Свой весомый вклад в это внесли и дорожные предприятия республики, вдохнув жизнь в разбитые и раскуроченные дороги и мосты.
С появлением на дорогах современной автомобильной техники и с ростом ее численности, соответственно, увеличилась и интенсивность движения. Потребовалось более современное развитие дорожной сети и новое качество дорог. Если ранее дорожная служба Шелковского района занималась только ремонтом и содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений района, то впоследствии спектр работ и сфера деятельности предприятия значительно расширились. В задачи добавились капитальный ремонт и строительство мостов.
Так, Червленским ГУДЭП в рамках ФЦП был построен самый большой в республике мост через р.Терек на 4 км а/д Червленная – Грозный. Этот мост стал гордостью дорожников. Длина его составляет 266 п.м., ширина – 14,5м. Еще несколько мостов было построено Червленским ГУДЭП в горных районах республики.
В рамках ФЦП была проведена и реконструкция территориальных автодорог: Каргалинская – Сары-Су (а/б – 15 км), Гребенская – Хасав-Юрт (а/б – 4,1), подъезд к с.Восход (грав. – 3,3 км).
За счет Республиканского бюджета в 2009 году проведен ремонт на двух участках а/д Ищерская – Шелковская – гр.Дагестана ( в ст. Шелковская и ст. Новощедринская – 2,3 км); подъезде к с. Каршига (а/б – 2,2км, грав. –10,9км).
В 2010 г. по поручению заместителя председателя правительства – министра автомобильных дорог Чеченской Республики Абубакара Тумхаджиева, при поддержке других подведомственных Минавтодору предприятий, были отремонтированы муниципальные дороги во всех населенных пунктах Шелковского района.
2013 год для многонационального района стал особенным – Главой республики Рамзаном Кадыровым он был объявлен годом Шелковского района. По поручению вице-премьера – министра автомобильных дорог ЧР Абубакара Тумхаджиева работниками подведомственных министерству автомобильных дорог предприятий, в том числе и самим Червленским ГУДЭП, были благоустроены как дороги регионального значения, так и муниципальные дороги района. Многие дороги были заасфальтированы, многие дороги с естественным покрытием были переведены в дороги с гравийным покрытием. В этот же период построен мост на автодороге Моздок – Крайновка у ст. Бороздиновская, а также отремонтированы три аварийных моста района.
Коллектив Червленского ГУДЭП принимал активное участие в разные годы в работах по восстановлению объектов других районов республики.
На обслуживании предприятия 290,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Из них 156,9 км с асфальтобетонным покрытием, 133,3км – гравийным. Мостов на балансе – 26, трубных переходов – 93.
Обеспечение предприятия специальной техникой и ее модернизация ведутся при поддержке министерства автомобильных дорог Чеченской Республики. Технический парк Червленского ГУДЭП включает в себя всю необходимую дорожную технику и механизмы для качественного и оперативного выполнения дорожных работ. На балансе Червленского ГУДЭП 2 автогрейдера, 3 трактора МТЗ, КДМ на базе КамАЗа, косилка, фреза, 2 Катка, экскаватор, погрузчик и 2 снегоуборочных прицепных плуга.
Наличие своего асфальтобетонного завода (АБЗ)позволяет предприятию быстро и с меньшими затратами производить ремонт обслуживаемых автодорог. Благодаря тому, что местоположение Червленского ГУДЭП рядом с песчаным карьером, доставка сырья на АБЗ осуществляется без больших затрат, что, в свою очередь, снижает расходы предприятия и себестоимость работ.
С 2012 года директором Червленского ГУДЭП является Бек-Магомед Тураев.После окончания Грозненского государственного нефтяного института им. М.Д.Миллионщикова, в начале 90-х, Б-М.Тураев работал в мостостроительной ПМК Чеченской Республики. Затем уехал в Тюменскую область, где был начальником участка по прокладыванию трубопроводов. В 2006-м году, вернувшись в республику, устроился в Червленское ГУДЭП главным инженером.
Коллектив предприятия многонационален. Плечом к плечу здесь трудятся чеченцы, русские, кумыки, ногайцы. Среди них работники с большим опытом и стажем работы в дорожном хозяйстве республики. Как говорит Бек-Магомед Тураев, успешное развитие предприятия – заслуга в первую очередь профессионализма коллектива. В числе лучших работников предприятия последнего десятилетия главный инженер Вахита Исмаилов, дорожный рабочий Ильяс Элиханов, дорожный рабочий Супьян Бошанов, мастер участка Камалуддин Дибиров, главный бухгалтер Инна Ладыка. В числе молодых и успешных работников директор называет дорожного рабочего Рустама Зурабова.
– Мы радуемся, когда к нам приходят работать молодые, и всячески поддерживаем их, – говорит Б-М.Тураев. – Рустам Зурабов три года в ГУДЭПе, и за это время сумел завоевать уважение коллектива. Он очень трудолюбивый, ответственный и обязательный. Случается, молодежь приходит, но вкусив наш нелегкий труд, уходит. Рустам остался, и видим, что он наш человек, не боится трудностей.
Добросовестный труд многих работников предприятия отмечен грамотами Главы и правительства Чеченской Республики, министерства автомобильных дорог ЧР, а также администрации Шелковского района. В 2007 году по результатам конкурса, объявленного Международной академией управления, Червленское ГУДЭП было признано лидером в номинации «Инновационные методы управления».
На протяжении 70 лет своей трудовой деятельности дорожная служба Шелковского района была и остается одной из лучших в республике. Сотрудники Червленского ГУДЭП настолько заняты своей ежедневной работой (может, правильней сказать – увлечены), что некогда им отвлекаться на что-либо, будь то даже юбилей. Их мысли и дела больше направлены на то, чтобы сделать обслуживаемые дороги более удобными, безопасными и дольше служили людям.
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»