В одном из своих стихотворений-песен народный сказитель и поэт Баудин Сулейманов, имя которого прочно забыто сегодня и ничего, к сожалению, не говорит нескольким поколениям молодых чеченцев, писал в свое время (перевод – мой):
Молодцев, что возносили
Славу прадедов, не разГордая Чечня растила
И вскормил седой Кавказ.
Потому и будет в жизни
Вечен молодец-герой…
Все это Баудин Сулейманов будто писал о себе, на долю которого с самых детских лет выпало столько испытаний, что другой мог бы сломаться и отчаяться. Но он не сломался и не отчаялся, а нашел свое место в жизни, хотя ничего героического в нем не было и молодцем он не был, а был силен духом, жаждой жить и приносить радость людям. Думаю, что его жизнь и сегодня может послужить примером для подражания многим людям в Чечне.Родился Баудин Сулейманов в 1902 году в с. Давлетгирин-Эвла (ныне - Дойкур-Эвла – Толстой-Юрт). Родители его - отец Сулима и мать Батти - были хотя и бедными, но уважаемыми и хлебосольными людьми в селе.
Несмотря на это, судьба не жаловала мальчика, складывалась трагически: когда ему едва исполнилось семь лет, умерла мать, вскоре, заболев оспой, он полностью ослеп. Но эти тяжелые и жестокие удары не сломили не по годам сильную волю Баудина. Помогало ему и то, что отец отдавал ему больше любви, проявлял больше заботы и внимания, чем братьям Юсупу, Дауду и сестре Таибат, помогала и поддержка односельчан.У отца Баудина было множество друзей и знакомых в разных селах Чечни, в которые Сулим часто выезжал в поисках заработка. Поэтому в их доме часто звучали голоса гостей, которые рассказывали детям завораживающие чеченские сказки, исполняли в сопровождении дечиг-пондара илли о народных героях, борцах за справедливость и счастье простых людей. И юный Баудин зачарованно слушал их, впитывая в себя и запоминая эти удивительные сказания. И пытался петь сам, что очень радовало отца. Радовало, что любовь к илли отвлекает мальчика от грустных мыслей, что он старается найти свое место в жизни.Первым его учителем игры на дечигпондаре был односельчанин Асхаб, а первым, кто учил его пению, - друг отца из с. Гални (Кень-Юрт) Така Дубаев. Он научил юного Баудина исполнять илли о народных героях Бейбулате Таймиеве, Сурхо, сыне Ади, Ахмаде Автуринском, Казалгане из Мержоя и других. Постепенно росло мастерство юного сказителя, расширялся круг тем его илли и слушателей: отец начал брать сына в поездки по селам в поисках хлеба насущного.
В этих поездках Баудин знакомился с известными в те времена музыкантами, исполнителями илли и сказителями. Так, ему покровительствовали и стали его наставниками-учителями Эдди Уциев из Гехов, Ахмад Язиев из с. Гални, Зага из с. Беной-Юрт. С их слов Баудин запоминал и исполнял сам героические илли: «Старого Дады», Жаммирзы Мадиева», «Шихмирзы Зайтиева», «Сестры семи братьев» и другие.Но судьба продолжала испытывать волю и талант Баудина на прочность Грянула Октябрьская революция в 1917 году. Загрохотали кровопролитные бои Гражданской войны. Разъяренные сопротивлением сельчан, белогвардейцы разрушили и сожгли крупнейшее в Чечне родное село Баудина - Дойкур-Эвла, известное в истории как с. Старый Юрт. Защищая его, в те дни в боях погибли братья Баудина Юсуп и Дауд.
Семья покинула пепелище родного очага и стала переезжать с места на место. Но и это не сломило подростка: даже в этих страшных условиях он продолжал заучивать и петь илли, даря людям надежду, укрепляя веру в них.В 1922 году Баудин лишился и отца, но к этому времени он уже возмужал, закалился в испытаниях, нашел прочное место и дело в жизни: стал давать концерты в избах-читальнях, различных учебных заведениях, клубах. А с 1928 года он - солист только что созданного чеченского областного радиокомитета, чуть позже - и Чеченского ансамбля песни и танца. Отныне его стихами и песнями могли наслаждаться слушатели во всех уголках Чечни.
Как пишет доктор филологических наук X. Туркаев в своей книге «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей»: «С годами мастерство сказителя раскрывается очень ярко. Его художественный вкус становится утонченным; исполняя илли, он подходит к ним творчески. Вскоре имя Баудина Сулейманова становится известным всей Чечне, он по праву занимает достойное место среди певцов-импровизаторов».В тридцатые годы XX века в группе артистов национального драматического театра и радиокомитета Баудин участвовал в днях культуры чеченского народа в городах Пятигорск, Ростов-на-Дону, Москва, где его илли были записаны на Всесоюзном радио и прозвучали на весь Советский Союз. И всюду его песни и исполнительское мастерство получали высочайшую оценку, потому что в нем слышали голос самобытного края, через него знакомились с мудростью трудолюбивого чеченского народа и национальными героями его. Потому, что истоком таланта Баудина - и музыкального, и поэтического - было устное народное творчество чеченцев, по мотивам которого он уже в тридцатые годы стал сам сочинять музыку и писать стихи для песен. В них оживали традиционные народные образы и известные герои, широко использовались устойчивые фразеологические обороты, сравнения, символы народной поэтики. Как, например, в шуточной песне «О Юнусе, храбром сердце» (перевод - мой):
Невезучий ты, Юнус, в судьбе
Так, что даже при разделе
Терека,Не достался б ковш воды тебе,
Не скажу уже о пяди берега.
Невезучий, хоть сильнее льва,
Так, что на дороге гладкокаменной
Там, где даже не росла трава,
Быть колючкой острою пораненным.
Об этих особенностях творчества поэта-сказителя X. Туркаев так писал в книге «Путь к художественной правде»: «Стремясь художественно воплотить подвиги героев из народа, Б. Сулейманов находился в постоянных поисках новых изобразительно-выразительных средств. Сказитель уже не довольствуется исполнением народных илли. Он становится создателем своих собственных. Произведения народных певцов - поэтов, их образы становятся связующим звеном между фольклором и поэтическим творчеством, способствуют дальнейшему развитию художественной мысли чеченцев, формируют новую эстетическую систему».Рождению в нем поэта способствовало и знакомство в годы работы на радио и в ансамбле песни и танца с известными тогда уже всей Чечне писателями - Саидом Бадуе-вым, Ахмадом Ножаевым, Шамсуддином Айсхановым, Магометом Мамакаевым, Арби Мамакаевым, с прославленным уже в те годы гармонистом-виртуозом Умаром Димаевым и другими.Еще немало испытаний приготовила жизнь этому мужественному человеку, который, казалось бы, с избытком пережил все удары судьбы: истребительная Великая Отечественная война; гибель на фронте двух племянников (сыновей Таибат) - Джабраила и Якуба; полуголодное существование; изгнание с родной земли со страшным клеймом «врага народа». Но и при этих трудностях Баудин не сломался, не поддался отчаянию, а упорно делал главное дело своей жизни: исполнял на радость всем чеченские героические илли, сочинял и пел свои песни. Он пел для шахтеров Караганды, хлопкоробов Чимкента, животноводов Джамбула, полеводов Акмолинска, земледельцев Фрунзенской и Джелал-Абадской областей Киргизии.
В эти трудные годы и послал ему безжалостный рок новую беду. Однажды зимней ночью, возвращаясь пешком после очередной встречи в колхозе (в Карагандинской области), Баудин заблудился в разыгравшейся в степи метели и без сил упал в снег. Утром бросившиеся на поиски односельчане нашли его едва подающим признаки жизни. Он выжил, но потерял, отморозив, все пальцы рук и ног. И это не согнуло его - он оказался сильней испытаний: научился играть на кехат-пондаре и продолжал петь уже в его сопровождении.Радостным, как и для всех чеченцев, для Баудина Сулейманова стал 1957 год - год возвращения на землю отцов. Здесь он стал трудиться с удвоенной энергией, неутомимо и вдохновенно, словно обрел вторую молодость. Он снова в Чечено-Ингушском радиокомитете и в Государственной филармонии.
Опять многочисленные выступления перед тружениками полей и ферм, рабочими и студентами. Его стихи-илли, записанные журналистами радио и сотрудниками Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, стали благодатным материалом для ученых при изучении устного творчества чеченцев.«Мелодии и стихи Баудина Сулейманова вбирали в себя всю красоту и самобытность чеченской народной музыки и песен, - писал о творчестве сказителя известный исследователь фольклора Сираждин Эльмурзаев в предисловии к единственной выпущенной на чеченском языке книжке стихов поэта-песенника. - Обаяние и привлекательность его стихов-песен в бережном сохранении чистоты звучания народных илли, в умении создать зримый и осязаемый образ героя, явления природы, человеческих чувств. Он был большим мастером одушевления образов, делая их понятными и близкими всем». Вот, как, например, в «Песне о Тамаре» (перевод — мой):
Лед, что Терек весь заносит,
Стопит солнце - луч горяч,
Рану, что кинжал наносит,
Исцеляет умный врач.
Лед стопить в душе любимой.
Сила лишь любви дана,
С раной, сердцу наносимой,
Справишься лишь ты одна!
Слушая самобытный голос и песни, читая его наполненные народным юмором и остроумием стихи-илли, казалось, что над Баудином Сулеймановым время не властно. Но смерть, к сожалению, одинаково беспощадна и к простолюдину, и к таланту. Его не стало в 1961 году и только в 1962 г. вышел из печати первый и единственный сборник стихов и песен Баудина Сулейманова «Песни Родины». А впервые его стихи были опубликованы еще в 1956 году в коллективном сборнике литераторов Чечни и Ингушетии «Голоса молодых», вышедшем из печати в г. Алма-Ате. Вошли они и в фундаментальную «Антологию чеченской поэзии», изданную в г. Москве в 2003 г.Повторюсь, что, к сожалению, стихи Б. Сулейманова не были переведены на русский язык и поэтому им не нашлось места ни в академическом издании сборника «Поэзия Чечено-Ингушетии», вышедшем в г. Москве в 1959 г., ни в объемной «Антологии чечено-ингушской поэзии», увидевшей свет в г. Грозном в 1981 г., даже в разделе народных сказителей, хотя оно нашлось для других, менее Б. Сулейманова значительных, народных илланчей и сказительниц.Сейчас его стихи и песни позабыты - не звучат ни по радио, ни на аудиокассетах.
И молодые люди, увлеченные модной и шумной зарубежной и русской музыкой, современной чеченской эстрадой, да и те, кто постарше, вряд ли помнят удивительные поэтические и песенные шедевры Баудина Сулейманова, знают о нем хотя бы что-нибудь. Вряд ли они знают, что он был, что прожил трагическую и героическую жизнь, создал множество стихов и песен, прославлявших родную Чечню, ее мудрый и трудолюбивый народ, обессмертивших ее национальных героев.X. Туркаев писал: «Народ не забывает своих героев, живших и павших во имя него. Он создает о них свои песни, которые живут и будут жить всегда». Будем надеяться, что это сказано и о Баудине Сулейманове, и справедливость восторжествует: о нем снова вспомнит и будет гордиться им родной народ, которому он оставил свое бесценное наследство - стихи и песни.Ведь было же сказано в некрологе, опубликованном в республиканской газете «Ленинский путь» в 1961 г.: «Знаменитый поэт-сказитель Баудин Сулейманов все свое творческое мастерство, весь свои талант и все свои силы отдал родному народу. Чеченский народ никогда не забудет своего мудрого, верного и талантливого сына. Многие поколения будут с любовью изучать поэтическое и песенное наследие Баудина Сулейманова. Он вечно будет жить в сердцах благодарных потомков».Хочется верить, что так и будет, потому что Баудин Сулейманов заслужил эту память.
Адиз Кусаев,литературовед
checheninfo.ru