Уже в мае может вступить в силу внесенный президентом Медведевым в Госдуму закон о прямых выборах глав регионов. Они были отменены семь лет назад по инициативе тогдашнего президента Владимира Путина. В преддверии возвращения к прямым выборам эксперты задаются вопросом – у кого из глав субъектов есть шанс сохранить свой пост. В конце марта - начале апреля фонд «Петербургская политика» составил рейтинг политической выживаемости губернаторов, а эксперты журнала «Политические технологии» вывели индексы избираемости глав субъектов.
«Политтехнологи» сразу исключили из своего списка Дагестан – «по причине принципиальной невозможности проведения прямых всенародных выборов в специфической ситуации данной мультиэтничной республики».
Абсолютным лидером по потенциальной избираемости «политтехнологи» назвали 36-летнего главу Чечни Рамзана Кадырова, управляющего республикой пятый год. По школьной пятибалльной шкале он получает твердую пятерку.
Высокие шансы на избрание и у 49-летнего Юнус-Бека Евкурова, руководящего Ингушетией четвертый год. В Кремле ценят евкуровскую честность, порядочность, мужественный характер и преданность делу. Ингушский лидер получает пять с минусом.
Чуть меньше возможностей сохранить пост у 57-летнего главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, который возглавляет республику седьмой год; а также у ровесника Кадырова Рашида Темрезова, стоящего у руля власти в Карачаево-Черкесии второй год. Примерно также оценивается рейтинг главы Северной Осетии, 58-летнего Таймураза Мамсурова, управляющего республикой седьмой год. Все трое заслуживают оценки где-то между «хорошо» и «удовлетворительно».
В двоечниках, по мнению экспертов, может оказаться глава Адыгеи, не входящей в СКФО, тем не менее остающейся кавказским субъектом. Шансы на избрание у 65-летнего Аслана Тхакушинова, который «рулит» шестой год, равны нулю. Также двойку от «политтехнологов» получает глава Ставрополья, 54-летний Валерий Гаевский, занимающий этот пост четвертый год.
Составители рейтинга в «Политических технологиях» подчеркивают, что «постарались максимально объективно оценить электоральную привлекательность и конкурентоспособность глав регионов в качестве потенциальных кандидатов на прямых выборах. Эти индексы, в первую очередь, отражают оценку губернаторов избирателями, а не только отношения руководителей субъектов с федеральной и региональной элитой».
«Петербургская политика», оценивая карьерные перспективы глав регионов, тоже ставила им оценки по пятибалльной системе. «Пятерка» - максимальные шансы на сохранение поста в обозримой перспективе (ориентировочно до конца 2012 года), «Кол» – минимальные.
Отличник в этом списке среди кавказцев один. Как и в рейтинге «Политтехнологий» им стал Рамзан Кадыров, установивший тотальный контроль над ситуацией в республике. Срок полномочий Кадырова истекает только в марте 2016 года. Опыта участия в выборах у него нет никакого, зато налицо электоральная управляемость в Чечне. Месяц назад на федеральных президентских выборах Владимиру Путину отдали голоса 99,7% жителей республики, а за «Единую Россию» в минувшем декабре проголосовало 99,5%.
Тройку от «Петербургской политики» получил Валерий Гаевский, который должен был уйти со своего поста через год. У него единственное достижение - высокие показатели в сельском хозяйстве. Зато недостатков в деятельности эксперты нашли множество – здесь и рост протестных настроений, и арест сити-менеджера Ставрополя, и конфликт на выборах в Лермонтове, и приближение сроков окончания полномочий, и невключение в список «Единой России» на выборах в Госдуму, а также обострение отношений с ЛДПР. Подкачали и результаты федеральных выборов. Путин получил в марте на Ставрополье только 64% голосов, а единороссы в декабре совсем мало – 49%.
Остальные кавказские лидеры, по версии «Петербургской политики», заделались в хорошисты.
Среди сильных сторон получившего «четверку» Магомедсалама Магомедова эксперты выделили электоральную управляемость (Путин набрал в Дагестане почти 93%, а единороссы почти 83%). Среди проблем, которые могут помешать Магомедову избираться - внутриэлитные конфликты, террористическая активность, а также убийство учредителя газеты "Черновик" Камалова. Заметим, что полномочия Магомедова на посту главы республики истекают через два года.
В активе «хорошиста» Юнус-бека Евкурова не только электоральная управляемость (у Путина по Ингушетии почти 92%, у единороссов 91%), но и федеральная поддержка туристических и рекреационных проектов. Среди проблем, способных повлиять на переизбрание - напряженная ситуация в республике, в частности из-за активизации действий боевиков. Уже в октябре следующего года Евкуров должен был бы покинуть свой пост.
Хорошую отметку заслужил и Арсен Каноков, полномочия которого заканчиваются в сентябре 2015 года. В его пользу – и недавнее переназначение, и электоральная управляемость (Путина в Кабардино-Балкарии) поддерживает почти 78%, единороссов – 81%), и реализация инвестиционных проектов, и лоббистский вес на федеральном уровне. Против Канокова - активизация боевиков, межнациональные и внутриклановые противоречия.
Хорошисту Рашиду Темрезову, который должен был бы уйти со своего поста в марте 2016 года, может помочь как поддержка полпредства, так и электоральная управляемость (Путин получил в Карачаево-Черкесии, 91%, «Единая Россия» - приблизилась к 90%). Проблемы Темрезову создает лишь сложная экономическая ситуация.
Четверку заработал и Таймураз Мамсуров, который мог бы покинуть свой пост в июне 2015 года. За его стороне играют сохранение социальной стабильности, нейтрализация оппонентов, а также назначение представителем президента РФ по соседней «братской» Южной Осетии. Против Мамсурова - низкая динамика экономического развития и политическая нестабильность в той же Южной Осетии. Кроме того, поддержка федеральной власти в Северной Осетии не такая дружная как в других северокавказских республиках – у Путина здесь «лишь» 70%, у единороссов – «всего» 68%.
Получил четверку даже Аслан Тхакушинов (двоечник – по версии «Политтехнологий»), полномочия которого истекают в январе 2017 года. Его сильными сторонами эксперты назвали недавнее переназначение и сохранение баланса в элитах. Слабыми - отсутствие очевидных успехов, недостаточную популярность и преклонный возраст. Поддержка федерального руководства в Адыгее тоже «хромает» - на президентских выборах Путин набрал в республике 64% голосов, а «Единая Россия» на декабрьских выборах в Думу - 61%.
Аналитики «Петербургской политики» утверждают, что с возвращением выборности губернаторов критерий «политической выживаемости» наполняется дополнительными составляющими. Помимо таких «привычных» качеств, как лоббистский вес на федеральном уровне, способность консолидировать местные элиты, нейтрализация активности конкурентов, минимизация негативного потока новостей из регионов, появляются такие важные слагаемые, как уровень популярность у жителей региона и опыт участия в избирательных кампаниях. Кроме того, фактор электоральной управляемости, ранее необходимый для демонстрации центру эффективности политического управления в регионе, теперь становится значимым и для воздействия на итоги собственных выборов.
Источник: vestikavkaza.ru
checheninfo.ru