ДАЙДЖЕСТ: |
Тайп - у чеченцев ассоциируется конкретно с селом, где проживают представители определенной нации, тайпа, которые, конечно, могут являться и не кровнородственными друг другу, т.е. не потомками от одного общего предка, в отличие от кровнородственных некъе. Поэтому среди однотайповцев доминанты узы родства не только по отцовской линии, а и по линии матери, «свата, брата, кума» и т.д. Тайпообразующим является родство по отцу.
Высокогорное село Гордали, живописное, «красивое, как жемчужина», о котором собственно мой рассказ, основано, как и Москва, приблизительно 850 лет назад. Отсюда родом легендарный шейх Уди-Мулла, бывший в одно время наибом имама Шамиля в Нохчмахке, пока не был убит предательским выстрелом в спину. Об этом было сказано в своем выступлении на митинге, посвященном жертвам сталинизма, проходившем 3 октября 1992 года в селе Гордали Ножай-Юртовского района народным писателем Чечено-Ингушетии Абузаром Айдамировым.
Гордалойн тайпа, как и многие другие, входит в число коренных нохчмахкхойцев. В нашем народе с давних времен не каждого, говорящего на чеченском языке, принято было называть чеченцем -нохчи. Быть нохчмахкоевцем же — гражданином Страны Чеченцев — всегда значило быть природным чеченцем.
В старые времена гордалинцы имели земли не только в горной части Чечни, но и на равнине. В районе нынешнего села Мелчхи (Исти-Су) Гудермесского района, на северном склоне Качкалыкского хребта располагалось одноименное селение гордалинцев. До сталинской депортации вайнахов в 1944 году на южном склоне Качкалыкского хребта, на берегу речки Мичик, на окраине современного села Бачи-Юрта располагалось село Гордали-Юрт. Оба вышеуказанных селения царскими колонизаторами в 19 веке были несколько раз сожжены. Их жители, согласно «Хронологии истории Чечено-Ингушетии», составленной Абузаром Айдамировым, оказывали яростное сопротивление российским войскам в 1785, 1819, 1821, 1852 и 1854 годах.
Гордалинцы также являлись владельцами некоторых земель на территории Гудермеса, Умахан-Юрта (нынешнего поселка Кундухово). Сегодня представители села (тайпа) Гордали проживают во многих населенных пунктах Чечни. Их можно встретить в Дагестане и Ингушетии. Они - в числе первых поселенцев и основателей села Бердыкель Грозненского района и города Аргун Шалинского района.
Гордалинцы всегда стремились на равнинные плодородные земли, основывая там новые села и хутора, откуда их предки в прошлые времена были силой оттеснены многочисленными захватчиками в недоступные горы. Гордалинцы об этом, как и другие горные тайпы, хорошо знали и помнили.
Итак, представители гордалинского тайпа, вышедшие прежде других соплеменников на плоскость Чечни - на бывшие земли своих предков - и взыскивавшие когда-то подать за пользование ими, признаются за аристократов чеченского племени, наряду со многими другими известными древними тайпами. Некоторые старые тайповые кладбища, где похоронены представители гордалинцев, до сегодняшнего дня сохранились на равнине: в городах Аргун и Гудермес, селе Исти-Су и в районе прежнего Гордали-Юрта на Мичике.
Факт такого внушительного по меркам Чечни географического расселения представителей тайпа Гордалой говорит, что корни его ведут в глубь чеченской истории, когда на протяжении многих веков в жестоких неравных боях гордалинцы, наравне с другими коренными чеченскими тайпами, достойно отстаивали земли своих предков от иноземных завоевателей, оставляя при этом на поле брани лучших сыновей.
Территория гордалинцев в горной части Ножай-Юртовского района также немала, впрочем, как и их численность... Старые чурты - надмогильные памятники на кладбищах и другие артефакты, подтверждают версию о древности села Гордали.
В 1868 году, около 150 лет назад, в Тбилиси (Тифлисе) увидело свет 3-томное издание «Сборник сведений о Кавказских горцах», где в 1-м томе, в разделе статистики написано, что центром Даргинского наибства, после пленения имама Шамиля, под управлением русского военно-гражданского командования, являлось село Гордали. Этот факт зафиксировал и донес до потомков, что Гордали еще к тому времени был значимым в масштабах Ичкерии населенным пунктом. В Даргинском наибстве тех дней населения насчитывалось больше чем в Шатойском, Чеберлойском, Веденском и Ножай-Юртовском(?) наибствах — 6800 чел.
Однако в Гордали царское укрепление просуществовало недолго. Оттуда администрация была перенесена в бывшую столицу Имамата -Ведено, что на правом берегу реки Хулхулау, где власти утвердили новое положение о Веденском округе и центром прежнего Ичкерийского округа (наибства) стала крепость Ведено.
На сегодняшний день от этого укрепленного центра Ичкерийского или Веденского округа, заложенного руками солдат Куринского полка и просуществовавшего около 60 лет, примерно с 1859 до 1919 годы, в селе Ведено остались всего лишь фрагменты развалин бывших крепостных стен, липовый парк и старое русское кладбище.
Местность эта под свою резиденцию царскими ставленниками была выбрана не случайно - Ведено и окружающие его селения были самым сердцем мятежной Чечни, главной опорной базой национально-освободительногодвижениягорцев под предводительством имама Шамиля
Также военному руководству русской армии было хорошо известно, что прославленные полководцы имама Шуайп Центоройский, Талхиг Курчалойский, Байсангур Бенойский, Ахмад Автуринский, шейх Уди-Мулла Гордалинский, Джават-Хан Даргинский и другие были выходцами именно из окружающих Ведено чеченских родовых селений. Царское военное руководство знало, что именно здесь, на территории села Центорой, на окраине Гордали, находится священная для чеченцев вершина Кхеташ-Корта, где в прежние времена заседал Мехкан кхиэл (Суд страны) и где именно в 1840 году, после своего фактического изгнания из Дагестана, имамом Чечни и Дагестана был избран Шамиль Гимринский.
На политической карте Чечни, составленной в 1859 году в Санкт-Петербурге, жирным шрифтом помечена надпись Кхеташ-Корта, где на протяжении нескольких веков собирались представители всех сел «Нохчийн Мохка» и заседал Совет страны — Мехкан кхеташо, решавший общенациональные вопросы. Основным костяком, ядром данного Собрания были представители окружающих горных селений. Именно здесь, в Гордали, был наголову разбит граф Воронцов, который с позором проиграл печально знаменитый для русского оружия Даргинский поход 1844 года.
В Гордали, как и в других горных селах, жили представители разных родов - некъе, тайпов и даже национальностей. Все гордалинцы, предки которых при разных обстоятельствах переехали сюда на жительство, являлись равноправными членами своей сельской общины. Каждый житель Гордали был свободным, независимым человеком, как выражаются чеченцы, «борз санна маьрша» (вольным как волк). Никто из них не был зависимым или данником, лаем.
Гордалинцы имели в собственности конкретные земельные наделы, как в горах, так и на равнине. Это - пахотные земли, пастбища, покосы, раскорчеванные и засеянные лесные поляны -ирзош. Дома их были обычными, как в других селах, обмазанные глиной и побеленные известью. Гордалинцы, в основном, занимались скотоводством и земледелием, сеяли кукурузу, фасоль, тыкву, картофель и прочие агрокультуры. Славились они и как хорошие пчеловоды и садоводы, с давних времен возделывающие разные сорта фруктовых деревьев.
Русский ученый Ф.Ф. Торнау, побывавший в 1869 году в нашем крае, отмечал в своих записках, что некоторые места в Ичкерии -Нохчмахке, например, аул Гордали, славились на всю округу своими отличными грецкими орехами, где было принято за срубку фруктового дерева проклинать человека. Здесь также были хорошие мастера по производству черепицы, гончарных изделий, пошиву одежды и т.д.
Гордалинцы, можно сказать, по характеру и духу утонченные дипломаты. Они быстро умеют находить общий язык с представителями любого другого тайпа или национальности. У них, по большому счету, не принято делить чеченский народ на тайпы или вирды. Они всегда были и продолжают оставаться в братской дружбе со всеми порядочными людьми. Для добропорядочного гордалинца каждый порядочный человек является ближе, чем плохой гордалинец.
В старые времена только чистокровный чеченец был наделен правом, говорить от имени своего народа. В те старые, добрые времена очеченевшиеся инородцы вовсе и не стремились, как сегодня, пролезть везде и всюду вперед, зная, кто они, помня, что являются, хотя и задержавшимися, но все-таки гостями, умели воздерживаться и вести себя подобающим образом.
Представители «гордалинской тайпы» на протяжении веков жили" в добрососедских отношениях со всеми соседями, в горе и радости были рядом со своими соплеменниками, приходили на выручку, нуждающимся в их помощи, принимали самое активное участие в судьбах родного Отечества. Гордалинцы не позволяли себе совершать каких-либо преступлений в отношении членов других тайпов. Они, как и все чеченцы, находились в кунацких отношениях с представителями других наций, которые проживали по соседству - грузинами, кумыками, ногайцами, аварцами, осетинами, русскими, особенно -казаками.
Гордалинцы очень почитали эвлия Кунта-Хаджи Кишиева. Говорят, что до переезда в Исти-Су, его предки жили в Гордали. В те далекие годы в Исти-Су, в основном, проживали гордалинцы, а также немногочисленные представители других тайпов и национальностей. Дедушка эвлияа Кунта — Хаджи был похоронен в селе Гордали.
Во второй половине 18-го и в первой половине 19-го веков на территории современного Гудермесского района проживало, как и в наши дни, много гордалинцев. И естественно, что часть земель здесь принадлежала именно им. Сегодня из 21 села, входящего в состав Гудермесского района, нет такого, в котором не проживали бы представители «гордалинской тайпы».
Как было сказано выше, основателями ряда населенных пунктов, входящих ныне в состав современного Гудермесского района, являлись в прошлом именно выходцы из тайпа Гордалой. Это такие населенные пункты как Исти-Су (Мелчхи), Умахан-Юрт (Кундухово). В те далекие времена не существовало даже аула Гуьмсе. Здесь, по рассказам стариков, на склоне, где распложен сегодня этот аул, на берегу реки Гумса, примерно 300 лет назад стояло чеченское укрепление Гордали, где жили представители разных тайпов и наций, но, в основном, гордалинцы. Эти и другие сказания, предания косвенно подтверждаются наличием в указанном месте старого, заброшенного кладбища, называемого в народе «Г1ордалойн кешнаш».
Хочется отметить, что гордалинцы имели самые тесные взаимоотношения с Ташу-Хаджи Саясанским, Кунта-Хаджи Кишиевым, Чиммирз-Хаджи Майртупским и Баммат-Гири-Хаджи Автуринским, не говоря уже об их братских отношениях с именитыми алимами из своего тайпа.
Некоторые известные наибы, шейхи и мюриды, прославившиеся в период Кавказской войны 19-го века, наряду с другими приближенными имама Шамиля, являлись представителями тайпа г1ордалой. Уди-Мулла, Байсолтин Malca, Ойшин Акбар, Джаммалтан Алхот и многие другие наши тайповые братья до конца находились в авангарде борьбы с царской экспансией на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне, служили верой и правдой «Имамату» горцев. Они же, наряду с другими известными личностями Чечни и Дагестана, являлись участниками Мехкан-Кхеташо (Совета страны), что собирался, как сказано выше, на горе Кхеташ-Корта, на окраине селений Гордали и Центорой, где в 1840 году имамом Чечни и Дагестана был избран аварец Шамиль Гимринский.
Более сотни лучших представителей тайпа Г1ордалой являлись приближенными и самыми доверенными мюридами у известного наиба имама Шамиля Ташу-Хаджи Саясанского (Воккха-Хаьжа). «Хьаьжин-к1отар» именовался его именем и, как известно, был расположен на стыке границ тайповых земель, которые, по праву тех времен, принадлежали аллеройцам, саясанцам, гордалинцам и энгенойцам.
В народе говорят, что Ташу-Хаджи выбрал земли под заложение собственного хутора именно здесь неспроста, а из-за симпатии, доверия и в силу дружественных отношений с жителями окружающих сел (тайпов). Даже сегодня определенная часть членов «гордалинской тайпы» продолжает оставаться в вирдовом братстве мюридов Ташу-Хаджи, свято следуя заветам своего духовного наставника - устаза Воккха-Хьаьжи.
Среди гордалинцев были люди, имевшие близкие отношения и с эвлием Баммат-Гири-Хаджи Автуринским, потомки которых, по настоящее время, продолжают оставаться мюридами вирдового братства 1овды. Как известно, гордалинец Мидалш Мохьмад, который умер в возрасте 104-х лет, являлся близким и доверенным мюридом этого устаза.
Гордалинцы также были в близких отношениях с эвлиями Юсупом-Хаджи Кошкельдинским, Суайпом-Муллой Эрсенойским, Абдул-Вахабом-Хаджи Аксайским (Таыпкечуьра Хьаьжа).
В годы Гражданской войны (1918-1922 г.г.) многие гордалинцы были в близких отношениях с эвлием Чиммирзой Майртупским. В числе этих его соратников и сподвижников следует назвать известных в народе гордалинцев Тобин Пези-Хаджи, Тобин Абдул-Хаджи, Подкъин Эску, Бетмирзмин Каму, Цехин Пашу. Они являлись настолько преданными устазу мюридами, что переняли у Чиммирзы ритуал битья в бубен (жирг1а тохар) при исполнении религиозного обряда зикр, похоронных процедур и других мероприятий.
Жирг1у, однако, не все верующие начали использовать как инструмент в религиозных ритуалах, да и не во всех горных селах она привилась. Конкретно жирг1у активно использовала в основном лишь часть жителей Майртупа, Бачи-Юрта, Ялхой-Мохка, Ширди-Мохка, Шуани, Билты, Илсхан-Юрта, Курчали и некоторых других сел.
Гордалинцы в годы Гражданской войны принимали активное участие в контрреволюционном движении против «красных безбожников». Их духовным предводителем являлся Чиммирза Майртупский, который объявил войну против большевиков священной войной - газаватом. Нет, пожалуй, ни одного крупного события не только на территории Чечни, но и всей царской России, участие в котором не приняли представители «гордалинской тайпы», как на стороне «белого царя», так и против него. Такую же активную гражданскую позицию гордалинцы, наряду с представителями других чеченских тайпов, заняли и в новейшей истории Чечни и России.
У гордалинцев, как и у всех чеченцев, было принято иметь в родовом селении вооруженный кавалерийский отряд численностью до 100 и более всадников — дошлой. Их количество в разных местах могло варьироваться — все зависело от числа живущих в определенном населенном пункте людей. Чем многолюдней было селение, тем больше всадников оно имело возможность выставить. Дошло, как правило, должен был иметь полное боевое снаряжение, собственного коня, седло, национальный пояс с оружием, рюкзак (таьлсаш) с провиантом на трое суток. И главное, он должен был быть готовым в любую минуту встать на защиту родной земли.
В период наместничества на Кавказе кровавого генерала Ермолова, в 1819-м году, после истребления богатого притеречного чеченского аула Дади-Юрт, было в очередной раз разорено и село Мелчхи (Исти-Су), уроженцы которого оказали царским войскам яростное сопротивление и постепенно, с семьями, начали отступать в горную часть Чечни, в свои родовые селения Гордали и Саясан, чтобы не покориться врагу. Оттуда часть их стала переселяться в Илсхан-Юрт, Умахан-Юрт (Кундухово), Гуьмсе (Гудермес) и т.д.
По рассказам стариков, семья Кишиевых, после разорения Мелчхи, переезжает жить в Илсхан-Юрт. А еще ранее, до своего водворения на местожительство в Мелчхи, Кишиевы проживали в древнем ауле Гордали, куда их предки переселились в прошлые времена из высокогорного аула Пумха Андийского округа.
В 1918 году в селении Хашти-Мохке, как и во многих других горных селах, проходили общесельские религиозные мероприятия в присутствии многочисленных приглашенных гостей. В числе хаштимохковских гостей часто бывал известный чеченский эвлия Чиммирза Майртупский, являвшийся, как сказано выше, яростным противником «красных безбожников». На одном из таких собраний местные жители, под предводительством своего тамады и приняли у Чиммирзы в качестве религиозных атрибутов жирг1у и белую чалму. Это судьбоносное для сельчан событие происходило, по рассказам стариков, в верхней части Хашти-Мохка, точнее, в местечке Акбаран-к1ошт, на территории нынешней усадьбы Пези-Хьаьжи Тобиева (т.е. в Подкъин керташкахь).
Каждый чистокровный чеченец принадлежал к определенной родовой фамилии — некъе, восходившей к единому первопредку. Некъе у чеченцев - конкретно род, члены которого являются детьми от одного общего праотца. Родство это и есть кровное. Но род, некъе, родовая фамилия не обязательно тождественны тайпу.
Как и некоторые чеченские тайпы, гордалинцы делятся на :
Оккхин некъе,
Буч1ин некъе,
Песин некъе,
1аьжгин некъе,
Доьвлин некъе,
Бугин некъе,
Х1уцин некъе,
Этин некъе,
Ирбаьхьин некъе,
Басхой
Сегодня, если говорить о численном выражении «гордалинской тайпы» в нашей республике и за ее пределами, а также в ближнем и дальнем зарубежье, то их будет около 80 тысяч человек. Где бы ни находились, они, как истинные чеченцы, глубоко привязаны к своей малой Родине, поэтому в трудные для чеченцев исторические периоды, гордалинцы всегда были готовы придти на помощь и встать на защиту Отечества — Даймохк. Нет в жизни чеченского племени события, чтобы гордалинцы не принимали в нем непосредственного участия, будь то охрана пределов Родины, строительство мечети, дороги и т.д.
Гордалинцы были одной из движущих сил народного сопротивления в годы Кавказской войны в Ичкерии. Не зря, наверное, говорили наши старики:
«Когда имам Шамиль готовился к очередному военному походу, он обязательно дожидался у себя в резиденции в Ведено, пока не подойдут мюриды из тайпа г1ордалой, так как они были беззаветно преданы имаму, имели репутацию отличных воинов, были решительны, храбры, находчивы на поле брани, имели смекалку военных стратегов и тактиков. Поэтому гордалинских мюридов направляли на самые ответственные участки сражений с грозным противником, на передовые позиции».
Гордалинцы всегда приходили на помощь соседним чеченским селам, когда на тех нападал враг. Так было и в сентябре 1819 года, когда было сражение за Дади-Юрт. Гордалинские воины, совместно с центороевцами, харачоевцами, чартойцами и другими, спешили на помощь дадыюртовцам из Исти-Су, мичиковского Гордали-Юрта, аула Гуьмсе, Умахан-Юрта, Кошкельдов. Многие из них сложили буйные головы на дадыюртовской земле. Погибшие впоследствии были похоронены на старом родовом кладбище центороевцев в селе Ойсхаре, где сегодня стоит памятная стела, а также на старых кладбищах гордалоевцев в Исти-Су, Гордали-Юрте и на «Пордалойн кешнаш» возле Гуьмсе.
Впоследствии, после этого сражения, вошедшего кровавой страницей в историю русско-чеченских отношений, царские каратели предприняли несколько вооруженных походов на Гордали-Юрт и Исти-Су, которые неоднократно стирались с лица земли: смертельный враг горцев оказался не способен оценить благородство и доблесть своих противников, их вольнолюбивый, гордый дух(!)
С приходом в чеченские горы Советской власти, гордалинцы, как общеизвестно, оказали его безбожным представителям яростное сопротивление. Сражение с регулярными частями Красной Армии за Хашти-Мохк навсегда осталось в народной памяти, как одна из самых драматичных битв, в которой оборонявшие свои дома гордалинцы показали верх мужества и героизма. Но, к сожалению, силы оказались неравными, и Хашти-Мохк постигла печальная участь всех равнинных сел гордалинцев: оно было разорено и предано огню.
В самые тяжелые периоды Советской власти гордалинцы, как и многие другие чеченские тайпы, пытались сохранить национальные обычаи, традиции и адаты предков, за что этой самой властью подвергались всяческим преследованиям, гонению и шельмованию. Все истинно народное извращалось, представлялось в духе «ценностей» пещерного человека, хотя среди поборников старины было немало интеллектуалов «самой высокой пробы», людей образованных, культурных, передовых сообразно своему времени. Завидный пласт из видных деятелей в среде гордалинцев существовал во все времена, в том числе и в царские, и в советские эпохи.
Гордалинцы с 1987 года, как представители из числа древних чеченских тайп Нохчийн-Мохка - Ичкерии принимали активное участие на ряду с другими тайпами во многих неформальных общественных организациях, это «Кавказ», «Барт», «Народный фронт» и в « Вайнахской демократической партии» и т.д.
При этом гордалинцы, как и весь чеченский народ после известной «августовской путчи» в гор. Москве и с распадом Советского
Союза (1991 год) принимали активное участие во многих собраниях, митингах, пикетах, где многие выступили за идею о государственном суверенитете и о национальной независимости Чеченской республики, которые также активно принимали участие в выборах Президента и Парламента Чеченской республики, которые проводились 27 октября 1991 года.
Они также являлись участниками на ряду со многими представителями из многих других чеченских тайп, которые поставили последнюю точку в полуторамесячной митинге в гор. Грозном, с требованием свержения Советско-коммунистической власти, то есть Верховного Совета ЧИ АССР прохвост Советской империи и многие из которых принимали непосредственное участие в вышеуказанных собраниях, митингах и пикетах, как известно многие погибли и пропали без вести в период 2(двух) военных компаний.
С гордалинцами получилось так, как в той крылатой выражении, что отдельная кучка лжипатриоты использовали их в своих личных корыстных интересах, хотя среди них было много грамотных порядочных людей, которые могли бы работать честно и добросовестно во благо своего народа а не заниматься хищением людей и нефти, как делали многие проходимцы, недоучки, люди из плохой семени, люди с криминальным прошлым и наконец люди инородного происхождения, которые бессовестно прорвались к властным структурам и крутились во круг Президентской администрации и в Кабинетах министров, а также при районных и сельских администрациях не делая при этом ровном счете ничего созидательного для своего народа, кроме криминальной республики, где была нищета, унижение и беззаконие, которые накаркали и нагадили на идею. Увы, на этот раз получилось, так как свое время было сказано умными людьми что в мировой практике, когда совершали революции бывает так, что умные мыслящие люди подают идеи о революции что «так жить нельзя», при этом фанатики совершают революции, а к власти приходят проходимцы и негодяи, которые бывают как известно способными только разрушать, а не созидать, что и получилось с чеченской революцией, которая кончилась самым крупным военным столкновением, на территории бывшего СССР со времен второй мировой войны, которая унесла жизни 300 тысяч человека, включая мирных жителей, это стариков, женщин и детей.
Гордалинцы всего лишь стремились быть достойными потомками своих доблестных предков, то есть настоящими чеченцами. Нохчалла ларъян г1иртинчех хилла уып даима!
Перечень населенных пунктов равнинной и горной полосы Чечни, в основании которых приняли участие представители тайпа Г1ордалой
1.село Гордали Ножай-Юртовского района ЧР,
2.село Хашти-Мохк Ножай-Юртовского района ЧР,
3.село (хутор) Мо1син-к1отар Ножай-Юртовского района ЧР,
4.аул Умахан-Юрт (ныне - поселок Кундухово) - в черте города Гудермеса Гудермесского района ЧР,
5.село Мелчхи (Исти-Су) Гудермесского района ЧР,
6.аул Керла Поьрдала (Поьрдала-Юрт) - на берегу речки Мичик, на территории современного Курчалойского района ЧР, ныне не существует,
7.село Бердыкель Грозненского сельского района ЧР,
8.город Аргун (Устради-Эвла, Устарг1ардойн-Эвла) Шалинского района ЧР,
9.село Гордалинка (Беркат-Юрт) Грозненского сельского района ЧР,
10.село Нижний Нойбер (Суворов-Юрт) Гудермесского района ЧР,
11.село Новые Гордали Гудермесского района ЧР.
Этнографическая справка
Г1оьрдала (г1оьрдалой) — селение расположено в 3-х км. к северу от Щоьнтара и 6 км. к западу от Энгана, на левом берегу реки Яьсси. Жители Поьрдала считают себя отдельным этническим обществом и говорят о генетическом родстве с энгенойцами. Что легло в основу этнонима, остается непонятным, но г1орда, г1урда (древневайнахское) - меч, т.е. меченосцы.
Ахьмад Сулейманов, «Топонимия Чечни» (Грозный, 2006 г., стр.313.)
Умар-Али Небиюллаевич Аткаев
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии