ДАЙДЖЕСТ: |
75-летняя Энисат Зелимханова — родная дочь воспетого народной молвой абрека Зелимхана, живущая в Ведено, познакоми¬ла меня с некоторыми документами из семейного архива. Взгляд задержался на письме, датированном августом 1936 года. Обычные тетрадные листки в клеточку, ис¬пещренные аккуратным почерком. И хо¬тя бумага уже изрядно пожелтела, но чер¬нила еще не выцвели, и текст читался со¬вершенно свободно.
Остановила же меня подпись: Круп¬нов Е. И. Неужели он, Евгений Игнатьевич Крупнов? Да, он самый! Вот и обратный ад¬рес: Москва, Красная площадь, Государственный исторический музей. Ученый-археолог с мировым именем внес немалый вклад в создание истории чечено-ингушского народа. Его капитальный труд «Древняя история Северного Кавка¬за» был удостоен высшей оценки — Ленин¬ской премии. Евгению Игнатьевичу принад¬лежит и посмертно изданная Академией на¬ук СССР книга «Средневековая Ингушетия», вышедшая в 70-х годах.
Вглядываюсь в письмо, написанное Крупновым более четырех десятилетий назад. Адресовано оно брату Энисат, младшему сыну Зелимхана, Умару-Али, который впоследствии, в апреле 1947 года, погиб как чекист на боевом посту. Но тогда, в 36-м, Умар-Али был ответственным секретарем Веденского райисполкома и в этой долж¬ности, судя по письму, помогал экспедиции Крупнова. Евгений Игнатьевич пишет (при¬водим выдержки):
«Уважаемый Умар-Али! Вчера только вер¬нулся из Махач-Калы. Свою работу в Да-гестане экспедиция закончила так же успеш¬но, как и в Чечне... Весь наш материал представляет из себя исключительно быто¬вые вещи: костюмы, домашняя утварь, ору¬дия труда и т. д.
Работали мы исключительно в Буйнакском и Гунибском районах. Сделали множест¬во фотоснимков.Мы особо помним Ваше участие в нашей работе и, имея возможность, я считаю обя¬зательным еще и еще раз выразить Вам свою признательность.
Интересно, не поступили ли к Вам какие-либо сведения о нужных нам предметах. Не сочтите за труд черкнуть нам в Москву о том, что есть.
Быть может, и сами выберетесь в Москву осенью, как предполагали. Было бы прият¬но встретиться в Москве. Шлю Вам свой привет и лучшие пожела¬ния. Уважающий Вас Е. Крупнов».
Это письмо я показал одному из учеников Е. И. Крупнова, профессору Чечено-Ин-гушского госуниверситета В. Б. Виноградо¬ву и попросил прокомментировать. Виталий Борисович сказал следующее:
— Написано письмо в то далекое уже время, когда Евгений Игнатьевич еще не имел громких титулов как ученый-археолог. Речь здесь идет об этнографических ве¬щах. Это указывает на широту интересов складывавшегося археолога - кавказоведа первой величины. Письмо также примеча¬тельно тем, что характеризует сам принцип работы Крупнова — непременно в тесном контакте с населением, в общении с людь¬ми. Этому принципу Евгений Игнатьевич, как мы теперь знаем, оставался верен всег¬да, всю жизнь. Помню, в 1956 году, когда я совсем юным попал в экспедицию Круп¬нова, то не мог не видеть, как дорожил Ев¬гений Игнатьевич живыми, непосредствен¬ными связями с местными жителями. Эту замечательную его традицию стремимся развивать и мы, его преемники, во всей нашей археологической деятельности. Тот факт, что Евгений Игнатьевич Крупное, имя которого ныне глубоко чтит археологиче¬ская наука, обращался лично к Умару-Али, представляет для нас, жителей горной рес¬публики, определенный интерес, письмо свидетельствует о большом уважении уче¬ного к сыну легендарного Зелимхана.
Г. НАСОНОВ.
г-та «Грозненский рабочий» (1976 г.)
Источник: http://abrek.org
СЕВАСТОПОЛЬ. Двух жительниц Севастополя задержали по подозрению в работе на ГУР
АРМЕНИЯ. Кинотеатр "Москва" получил новое название в Ереване
АРМЕНИЯ. Баку: Ереван говорит о миролюбии на фоне милитаризации
ДАГЕСТАН. РСТ: популярность отдыха в Дагестане в октябре остается очень высокой
АРМЕНИЯ. Пять автомобилей устроили крупное ДТП в центре Еревана
СЕВАСТОПОЛЬ. Служба уголовного розыска МВД России отмечает 106-летнюю годовщину со дня образования