ДАЙДЖЕСТ: |
Элина Хачукаева высшее образование получила в Москве и Лондоне. В свои 22 она – профессиональный рекрутер, хедхантер, сотрудник известного международного агентства по подбору персонала высшего звена (Москва).
По просьбе «МС» она ответила на несколько вопросов, связанных с ее необычной профессией. Предлагаем вниманию читателей интервью с Элиной Хачукаевой.- Элина, расскажи немного о себе.
- Среднее образование я получила в Москве. Здесь же поступила в Московскую международную высшую школу бизнеса «МИРБИС» (институт. На Дне открытых дверей в «МИРБИСе» нам рассказали, что там проводятся совершенно эксклюзивные программы на совместное обучение в двух учебных заведениях одновременно. В свою очередь, это позволяло, не теряя времени, получить сразу два диплома.
Преподавателями института являлись известные в своих кругах личности, часто проводились «круглые столы», куда приглашались даже очень известные политики. Но даже это не так подкупило, как возможность на четвертом году обучения получить диплом магистра наук в Великобритании.В «МИРБИСе» отучилась три года по стандартной программе, затем начала усиленно готовиться к поступлению в вуз Великобритании. Сдала международный экзамен на знание английского языка IELTS на высокий балл, написала мотиваци-онное письмо и в 2010 году направилась в известнейший университет в Англии – University of Surrey.
- Ну и как адаптировалась в британской системе образования?
- Вначале пережила некий студенческий шок, так как совершенно не была готова к такому объему информации и работы – стандарты обучения в разы выше, нежели то, к чему мы привыкли. Однако вскоре окунулась в учебу с головой и приобрела бесценный опыт в интернациональной среде, где обмен мнениями и инициатива только приветствуются.
Зимой 2011 года, уже вернувшись в Москву и готовясь к защите диплома в «МИРБИСе», получила радостную весть о том, что защитила диплом университета Саррей и получила степень магистра наук в международном бизнес-менеджменте. Моя новообретенная специализация открывала мне дорогу в сферу стратегического развития – чуть ли не основу любой крупной и успешной компании. Разумеется, сейчас, в свои 22 года, об этом еще думать рано. Но даже в данный момент я могу со всей ответственностью заявить, что косвенно влияю на развитие тех или иных организаций – предоставляя им уникальный персонал среднего и высшего звена. Это те профессионалы, которые приносят в данные структуры новое видение бизнеса, какие-то иные стандарты работы.
- А как насчет сложностей с трудоустройством?
- После окончания учебы я, как и все молодые специалисты, была в раздумьях – на какую стезю податься. Проходила многочисленные интервью, участвовала в конкурсах в различных известных компаниях, пока ответ не пришел совершенно неожиданно сам собой. Успешно пройдя три этапа собеседований, я стала штатным работником в известном кадровом агентстве и ничуть об этом не жалею.
- Как отнеслись к твоей национальности при трудоустройстве? Есть ли сложности для работы чеченской девушки в московской компании?
- Возможно, кто-то со мной будет не согласен, однако я считаю страхи касательно данного вопроса сильно преувеличенными. В резюме должна указываться строчка «Гражданство: РФ», не более того.
Еще одна причина, по которой я ни разу не сталкивалась с трудностями из-за моей национальности , это сознательный выбор международных компаний и транснациональных корпораций. В таких компаниях следующие приоритеты – профессионализм и этика поведения. Важность для работодателя составляет ваш опыт, потенциал на будущее и т.д., но никак не национальность.
- В чем конкретно заключается рекрутинговый бизнес? Каковы твои обязанности?
- Рекрутинговое агентство необходимо в том случае, если компании не могут сами справиться с поиском того или иного персонала. Агентства такие бывают нескольких типов – те, которые занимаются массовым подбором (например, 30 официантов за раз в один ресторан, те, что подбирают менеджеров среднего звена и, самые немногочисленные и серьезные, – те, что отвечают за поиск элитного персонала методом прямого поиска.
Если в двух словах, то я, используя все имеющиеся у меня ресурсы, нахожу кандидатов, которые соответствуют критериям поиска, предоставленными компанией-клиентом. Провожу с этими кандидатами интервью, работаю над их мотивацией, затем направляю к клиенту. Если он проходит все этапы отбора, а потом и испытательный срок в компании – моя работа здесь считается завершенной.
- А если поточнее? Каким должен быть ваш кандидат, чтобы он мог удовлетворить клиента?
- Все зависит от конкретного случая. Разумеется, наличие опыта работы в соответствующей сфере обязательно. Второе – знание иностранных языков, которое увеличивает вашу цену на рынке процентов на двадцать автоматически. Я занимаюсь поиском, по большей части, для западных организаций, следовательно, без свободной, скажем, английской речи кандидату будет трудно. Третье – оговариваем зарплатные ожидания, которые не должны быть больше бюджета клиента.
Мудрые кандидаты, готовые идти на понижение в деньгах ради бренда успешной компании знают, что поступают правильно. Ведь стоит им там себя успешно проявить, и они получают больше, чем даже мечтали.
- То есть, все это оговаривается на этапе интервью клиента. А что происходит потом?
- Потом начинается подготовка файлов для клиента. Это включает в себя все, начиная от редактирования резюме кандидата и заканчивая объективным описанием того, как он себя вел на интервью со мной. Если есть что-то, что клиент обязан знать до очной встречи с моим кандидатом, это будет указано в файлах заранее. Если кандидата не одобряют на этапе рассмотрения резюме (что бывает, впрочем, редко, то мы добиваемся адекватной обратной связи – что, почему и как. Затем возвращаемся к кандидату с объяснениями, а сами стараемся искать далее уже с учетом новых комментариев клиента.
- А если кандидата одобряют и приглашают на интервью? Вы просто согласовываете встречу и ждете результата, так?
- Возможно какие-нибудь ленивые и недобросовестные работники так бы и поступили, но для меня это один из самых волнительных моментов в процессе трудоустройства, которому я стараюсь отдавать максимум внимания. Я редко когда провожу стресс-интервью, по большей части кандидаты на интервью со мной расслаблены и довольно-таки позитивно настроены. Однако наши клиенты бывают довольно-таки разные, к каждому нужен особый подход. Если кандидата приглашают на интервью, то я провожу с ним тщательную подготовку по поводу того, как себя вести, о чем говорить и на чем делать акцент, и т.д.Бывают и забавные ситуации, когда мужчины спрашивают, как держать руки во время собеседования, а девушки – во что одеться. Впрочем, как бы то ни было, моя задача на данном этапе, чтобы мои кандидаты пришли к клиенту уверенные в своих силах, с хорошим настроением и готовностью отбиваться даже от сложных стрессовых и неудобных вопросов.
Поверьте, это лишь на словах кажется таким увлекательным. По факту, давать советы зрелому состоявшемуся человеку, будучи юной девушкой, порой очень нелегко. Многие воспринимают это, как укол в своей адрес. Приходится отстаивать свой статус успешного «охотника за головами» не на словах, а на деле, то есть своим профессионализмом.
- А откуда, кстати, пошло выражение «охотник за головами?» Звучит как-то кровожадно.
- От английского выражения «headhunting» (head – голова, hunting – охота, англ.. Представьте, что надо найти уникальных специалистов, которых, возможно, всего-то пара человек на огромную Россию. Необходимо искать их, лишь имея на руках ноутбук со скоростным интернетом и телефоном, подключенным к междугородной связи. Сложно? Я скажу иначе – безумно сложно, но от этого невероятно интересно. Сложность задачи заключается не только в том, чтобы его найти, но еще и заставить решиться на шаг перехода к другому работодателю. Для этого необходимо грамотно владеть информацией о своем клиенте, о вакансии, обо всем, что так или иначе может кандидата интересовать. Рекрутер – детектив, психолог и менеджер по продажам в одном лице. Это работа для терпеливых и волевых людей. Любая профессия, сопряженная с человеческим фактором, обречена на работу со стрессом и непредсказуемостью.
- Элина, а что бы вы посоветовали тем, кто тоже хочет идти работать в рекрутеры?
- Настоящие профессионалы своего дела, специалисты в области прямого поиска элитного, топового персонала участвуют в исторических событиях. Рекрутеры часто находятся за занавесями этих событий, но их вклад бесценен.Молодым специалистам по подбору персонала я бы посоветовала побольше усидчивости и веры в собственные силы. Некоторые проекты могут длиться месяцами, однако надо знать – тщательно обдуманные инвестиции всегда принесут весомый доход и признание.
- Ну и последний вопрос – возможно ли организовать такой бизнес в ЧР?
- Конечно! Сейчас кадровый вопрос как никогда важен для нашей республики. «Правильная» команда поведет любую организацию к успеху. Я знаю, что республиканское руководство уделяет должное внимание обучению молодых специалистов, направляет их в заграничные вузы, например, для приобретения разностороннего опыта. Таким образом, мы участвуем в строительстве своего кадрового резерва, развитии своих уникальных специалистов, которых, надеемся, в скором времени станет еще больше. Это и будет нашим национальным капиталом для будущих хедхантеров!
- Спасибо за интересную беседу. Дальнейших успехов!
Вопросы задавала Зарина Висаева
«Молодежная смена» от 23 мая 2012г. №37 (967www.ChechnyaTODAY.com
АРМЕНИЯ. Столкновение поезда и автомобиля в Армении: водитель погиб в огне
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев: COP29 – поворотный момент в климатической дипломатии
АРМЕНИЯ. Бывшая сотрудница мэрии Еревана вернет государству $200 тыс
АЗЕРБАЙДЖАН. Первый грузовой поезд отправился из Баку в Китай
АРМЕНИЯ. Азербайджан и Армения не будут играть друг с другом в отборе на ЧМ-2026
АРМЕНИЯ. Референдум по конституции Армении пройдет после выборов – СМИ
Посол РФ принял участие в открытии выставки, посвященной 245-летию основания Нахичевани-на-Дону
АРМЕНИЯ. Учителя русского языка и литературы съедутся на форум в Ереване
В Ереване появится «Учебно-спортивный комплекс» ЗАО «Газпром Армения»