ДАЙДЖЕСТ: |
В условиях становления государственного образования, будь то огромная страна с многомиллионным населением или небольшая республика всего с одним миллионом жителей, особое значение приобретает образование и вопросы совершенствования образования. Чеченская Республика – государственное образование, субъект Российской Федерации со всеми присущими государственному образованию атрибутами. Поэтому вполне логично и понятно неоднократное и систематическое обращение Главы ЧР Рамзана Кадырова к основополагающим вопросам развития системы образования и дальнейшего усовершенствования всей образовательной системы – средней и высшей школы, научных и исследовательских учреждений, профессионального обучения.
Именно поэтому логичным представляется и наш интерес к тем образовательным учреждениям, которые на протяжении многих лет, в том числе последних 15 – 20 лет, зарекомендовали себя как устойчивые, последовательные, высокопрофессиональные с точки зрения кадров и результатов работы средние общеобразовательные школы, как мы из называем – СОШ.
И здесь, наверняка важны не умозрительные рассуждения типа «как было бы хорошо» или «надо бы сделать так или так». Верно будет, наверно, совсем другое, а именно: взгляд человека, руководителя такого учреждения, профессионала, проверенного годами работы, взгляд, в объективности которого не приходится ни сомневаться, ни ему не верить. Поэтому и предлагаем вниманию нашего читателя, а возможно, и руководителей республиканского образования, беседу с директором Веденской СОШ № 1 Розой Бароновной Зелимхановой, которая директорствует здесь с 2001 года. До этого она в течение 34 лет преподавала в той же школе, и ее размышления и суждения трудно опровергнуть или к ним не прислушаться, если такое вообще возможно.
Веденская средняя школа № 1 – обычная средняя общеобразовательная школа. Обучение здесь, как и во всякой СОШ, ведется по всем предметам – гуманитарным, естественным, точным и общественным, и, конечно, ведется по общеобразовательной программе. Аттестацию же – в последние четыре года – выпускники проходят по системе ЕГЭ, системе, предусматривающей совершенно другие требования. И вот как характеризует эти «другие требования» преподаватель и директор с сорокалетним учительским стажем:
- При сдаче экзаменов по традиционной форме выпускник может опираться на широкий спектр знаний по пройденной им программе. И подготовка к экзаменам была – направленная, они лучше готовились к самому экзамену. Здесь же, при сдаче экзамена в режиме ЕГЭ, выпускник как бы использует свои знания в режиме …
К тому же они при ЕГЭ как бы оторваны от базовых знаний, отвечая на вопросы анкеты, действуя в режиме какой-то игровой, моментальной реакции. Особенно это наглядно проявляется при аттестации таких предметов, как история, математика, русский язык.
Разве плохо было, когда ученики писали сочинение, анализировали литературные персонажи, высказывали свои суждения по поводу определенных ситуаций, пусть и литературных. В последнее же время, по-моему, ученики стали гораздо меньше читать классиков – и русских, и чеченских, что негативно отражается на их духовном мире…
Однако Веденская СОШ№ 1 – пилотная школа. В числе 44 школ республики она вошла в комплексную программу модернизации образования в РФ.
- Мы – в числе тех, где апробировалась сдача ЕГЭ в Чеченской Республике 2008 году. И первые результаты были неплохие, – с вполне понятным чувством удовлетворения рассказывает Р.Б.Зелимханова. – И в последующие годы наши выпускники сдают ЕГЭ качественно. К примеру, в нынешнем году наши выпускники сдали ЕГЭ на 99 %. Всего один выпускник повторно будет сдавать математику. И если он успешно справится, то это будет означать, что 17 выпускников Веденской СОШ № 1 сдали ЕГЭ на 100 %. Я считаю, это достижение всей школы, всего нашего педагогического коллектива.
Веденская СОШ № 1 имеет свои давние традиции, составляющие ее богатейший духовно-нравственный, методический и административный потенциал. До того, как Веденскую СОШ № 1 возглавила Роза Зелимханова, здесь со дня основания школы и до своей смерти в октябре 2001 года директором был ее супруг Бекмагомед Абдулвахидович Гацаев.
- Мне не кажется, что годы ушли, как принято считать в моем возрасте, – делится мыслями Р. Зелимханова. И мне вполне понятно ее желание поразмышлять вслух, поделиться своим внутренним состоянием, как бы проверяя самое себя на готовность «номер 1» к продолжению той деятельности, которой она отдала все свои годы, организаторский и педагогический воспитательный талант. – Есть желание работать, продолжаю учить детей, продолжаю традиции, заложенные до меня. Какие это традиции? Главные – взаимопомощь учителей, внимание к ученику, повышение уровня собственного образования. Ведь и учитель в течение всех лет своей работы как бы «образовывается», – считает она.
Выпускниками Веденской СОШ № 1 в разное время были известные в республике и за ее пределами деятели науки и государственные деятели. И о них Роза Зелимханова, конечно, рассказывает с большой гордостью:
- Выпускники нашей школы – это профессор Муса Ибрагимов, преподаватель ГГНТУ и бывший депутат Парламента ЧР. Профессор Салман Вацанаев – преподаватель академии им. В. Плеханова – также выпускник Веденской СОШ № 1. Народный артист ЧР Муса Дудаев, которого представлять нет нужды – великолепный актер, любимец многих поколений – также выпускник Веденской СОШ № 1. А кроме них, конечно, в числе выпускников этой школы – известные и успешные врачи, учителя, работники культуры…
Эта часть нашей беседы, по-моему, была самым светлым воспоминанием Розы Зелимхановой, и я благодарен ей за доверие ко мне, проявившееся в том, что я был как бы допущен в эти сугубо личные, а потому сокровенные воспоминания.
И о своих коллегах, учителях Веденской СОШ № 1, она отзывается с такой же теплотой:
- В старшей школе у нас все преподаватели с высшим образованием, очень опытные и грамотные учителя. С большой благодарностью называет она их имена учителя русского языка и литературы Зуры Гасановны Гудаевой, которая в будущем учебном году отметит свой полувековой юбилей работы в школе. Прекрасный педагог и воспитатель – учитель немецкого языка Людмила Ивановна Дикаева. Кстати, – уточняет Р. Зелимханова, Л.И.Дикаева за все годы работы в школе ни разу не была на больничном. В числе хороших специалистов у нас молодой преподаватель арабского языка Магомед Рамзанович Сабиров, он не только обучает детей арабскому письму, но воспитывает духовно здоровых детей. Его манера беседы, умение общаться с людьми, все вызывает огромное уважение к этому молодому человеку. Великолепный педагог – Масани Абдулхалимовна Яралиева, в отношении которой мне хочется уточнить одно обстоятельство. Когда у нас формируются два параллельных начальных класса, родители просят, чтобы их дети попали именно к ней. Причина? Ее высокий профессионализм, обязательность в работе, ответственность за знания учащихся. Кстати, она также ни разу не была на больничном листе и не пропустила ни одного занятия.
Какова же самая высокая награда учителю за столь самоотверженный труд?
- На последнем в этом году общешкольном родительском собрании Анзор Магомаев, командир батальона «Юг», дислоцированного в Веденском районе, очень высоко отозвался об уровне знаний и качестве наших выпускников, говорит по этому поводу Р. Зелимханова. – По долгу службы, сказал он, нам приходилось бывать в разных регионах, но такое отношение к детям и к их обучению не приходилось встречать. Это было приятно слышать.
- Отмечу наши ученики поддерживали имидж своей и нашей школы на протяжении многих лет, участвуя в республиканских олимпиадах, становясь призерами и победителями республиканских конкурсов, интеллектуальных игр, таких проектов, как инициированный Главой ЧР Рамзаном Кадыровым проект «Синмехаллаш». В республиканской игре КВН по избирательному праву команда нашей школы заняла первое место. А по итогам конкурса участники игры были награждены Избирательной комиссией и Комитетом Правительства по делам молодежи памятными призами и ценными подарками..
А в 2008 кабинет информатики Веденской СОШ № 1 был признан лучшим в республике. И вообще, не в любой российской школе найдешь столь компьютеризованные классы, как в Веденской СОШ № 1. и теперь, наверно, пора сказать о главном, о том, что мы вынесли в заголовок нашей статьи о Веденской СОШ № 1.
Преподаватель информатики Бекхан Бекмагомедович Гацаев создал первый школьный сайт в ЧР. Это было огромное достижение, позволившее им обмениваться информацией, размещать на сайте историю школы, рассказывать о проводимых здесь мероприятиях.
- В республике не было ни одного образовательного учреждения со своим собственным информационным порталом, который освещал бы жизнь школы, рассказывал о проблемах, преследовал бы цель популяризации новшеств в системе образования, – рассказал об этом автор сайта Б. А. Гацаев. – И мы задумались, почему это нельзя сделать на базе нашей школы. С созданием сайта нам помогли родственники, друзья, и вот 19 июля 2007 года наш сайт открылся. Мы разместили на нем видеоматериалы о нашей школе, гостевую книгу, информацию о семинарах, новости села. В настоящее время сайт посещают до 300 человек в сутки. Нашим сайтом пользуются и как средством общения. А живущие за границей жители ЧР из нашего сайта узнают о позитивных изменениях в республике. Потом мы совместно с друзьями создали Национальный вайнахский видеохостинг. Один из них – Магомед Цагаев – живет в Бельгии, другой – Ахмед Арсанукаев – в Москве.
Веденский школьный сайт стал лауреатом первого республиканского конкурса «Золотой сайт ЧЕНЕТА». Он выиграл все номинации конкурса и получил гран-при ЧЕНЕТА в 2009 году.
Роза Зелимханова и Бекхан Гацаев показывают мне подписанный тогдашним министром ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации Ш. Саралиевым диплом: «Награждается победитель открытого конкурса Золотой сайт ЧЕНЕТА – 2009» Интернет-сайт «Ведено. ру». И в 2010 году они выиграли конкурс на лучший сайт «Золотой сайт ЧЕНЕТ», получив диплом и ценные подарки. Репортаж об этом транслировался по республиканским телеканалам. В Интернет сети Веденской СОШ № 1 есть еще сайт «Школьная газета», над его созданием работали и учащиеся, к примеру, выпускник этого года Тамерлан Гудаев.
Но, несмотря на все сегодняшнее великолепие и успехи этой школы, не всегда она была такой. Веденская СОШ № 1, как и вся республика, как и другие образовательные учреждения, прошла сквозь годы военных действий, была и разбита, и разрушена. Ее восстановление – тоже страница замечательная и достойная внимания. И здесь нельзя не согласиться со словами Розы Зелимхановой, и по истечении шести лет с того знаменательного дня выражающей искреннюю благодарность Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову:
- В 2006 году, проезжая через Ведено, Рамзан Кадыров увидел нашу школу – разбитую, продырявленную, в которой мы занимались в три смены в уцелевших помещениях. Он тут же дал необходимые поручения, и уже на второй же день здесь были все республиканские министры. Началось восстановление нашей школы. Это было в марте, а уже к очередному учебному году мы занимались в превосходных кабинетах…
В этой беседе с Р. Б. Зелимхановой оказались затронуты многие аспекты работы школы и школьного педагога, мы привели их лишь фрагментами. Мы подвергли своеобразному «перекрестному анализу» ЕГЭ, профессиональную подготовку педагогов, в числе которых в наше время пребывают нередко и некомпетентные учителя, техническое оснащение школы и, конечно, школьные традиции. Но, несмотря на многоплановость нашей беседы, думаю, педагоги отдадут дань уважения словам человека, который сумел провести эту школу сквозь невзгоды военных лет, лишения и испытания, но сберег самое ценное – доверие учащихся к учителю, доверие родителей к школе, и, конечно, доверие тех и других в будущее…
А. Катаев
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом