ДАЙДЖЕСТ: |
Саид Эминов, журналист
Для чеченского общества пост месяца Рамадан и Праздник разговения несут не только религиозный смысл.Ид аль-Фитр (Праздник Разговения, Ураза?-байра?м) приходится на первый день месяца шавваль, следующего за месяцем Рамадан. «Марха досту де» («День разговения») – так чеченцы называют этот мусульманский праздник. Отмечают его негромко, без излишеств и светских «народных гуляний». СССР отказывал религиозным, в том числе исламским, праздникам в праве на существование, и дни праздников являлись рабочими. В постсоветской Чечне «Марха досту де» – это три выходных, праздничных дня.
Запреты Советов
Среди друзей и знакомых автора этих строк много людей, чье детство и юность пришлись на начало 60-х годов прошлого века. Чеченцы на тот момент только-только возвратились из сталинской депортации, и большинство не успели встать на ноги. Многие не могли позволить себе купить на праздник, например, сладости. Их на праздничном столе заменяла «халва» – национальное блюдо, которое варится из пшеничной или кукурузной муки с добавлением топленого масла и сахара. Другим украшением стола являлся «сладкий плов» – блюдо из риса с сахаром и изюмом.
На регулярных воскресных базарах в предпраздничные дни наиболее продаваемым продуктом становились финики, которые чаще всего и дарились детям, ходившим от дома к дому с поздравлениями.
В школах в месяц поста осуществлялся строгий контроль, не держат ли учащиеся уразу. Чаще всего он заключался в том, что детям предлагалось в присутствии учителя съесть карамельку. Из года в год в местной прессе появлялись статьи о том, как Ураза-байрам – этот «вредный пережиток прошлого» – пагубно влияет на здоровье подрастающего поколения. В качестве примера рассказывалось о том, как кто-то где-то упал в обморок. Сам обморок мог быть и не связан с отказом от приема пищи и воды в месяц поста, тем не менее, все, что связано с уразой, объявлялось вредным как для отдельного ребенка, так и общества в целом.
В День разговения предприятия и организации фиксировали все случаи «нарушения трудовой дисциплины». Каждый случай опоздания или отсутствия на работе рассматривался в «привязке» к участию или неучастию работника в религиозном празднике. В связи с этим взрослые, поздравляя дальних и близких родственников, знакомых и друзей, навещали их рано утром или вечером, до или после работы.
В последнее десятилетие перед распадом СССР власти фактически смирились с тем, что они не в состоянии заставить людей отказаться от поста и традиции отмечать Уразу-байрам. Верующие одержали убедительную победу в этой длившейся десятки лет «холодной войне» с большевизмом, и своеобразным символом этой победы являлись группы нарядно одетых детей и взрослых, которые в День разговения с раннего утра ходили по улицам городов и сел, поздравляя друг друга с праздником.
«До трех звезд»
Помню советских лет публикацию популярного журнала «Вокруг света» о том, как мусульмане Китая встречают Ид аль-Фитр. Журналист особо отмечал, что китайские верующие начинают отмечать праздник только после поступления телеграммы из Саудовской Аравии с подтверждением обновления Луны – факта окончания месяца Рамадан и начала месяца шавваль.
Пост в Рамадан, как известно, длится весь световой день. В период, когда в Чечне не в каждом доме были часы, не говоря о радио и телевизоре, были трудности с определением точного времени начала и окончания поста. Проблема была усугублена тем, что власти в период выселения чеченцев закрыли все мечети, и верующие лишились возможности связывать время поста, например, с призывами к утреннему или вечернему намазу. В результате народом были приняты общедоступные «ориентиры». Самый простой – держать пост до первых трех звезд в небе. Или же держать с момента и до момента, когда нельзя различить белую и черную нити.
В начале 90-х годов выдающийся чеченский ученый Ахмед Цебиев, – кстати, автор научного открытия в области физики, – опубликовал свой «Солнечно-молитвенный календарь», в котором с точностью до минуты определено время намазов для г. Грозного. Это и, скажем так, научно обоснованные «границы» начала и окончания поста в тот или иной день года. С другой стороны, с момента распада СССР исчерпывающие разъяснения по данному вопросу, в том числе по телевидению, даются местным духовенством.
Несмотря на это, вплоть до этого года существовал некий «скепсис» по поводу несовпадения дней начала и окончания поста в Чечне и в остальной России. Но и здесь среди самих чеченцев нет особых разногласий. По их мнению, во-первых, первый и последний дни Рамадана все-таки должны определяться по Луне (важно, видел ли ее, обновленной, кто-то на данной территории). Во-вторых, как считает большинство чеченцев, в подобных вопросах имеет значение не чье-то личное мнение, а решение духовных лиц, в первую очередь, точка зрения муфтия. Следовать его указаниям – в этом мусульмане видят и свою обязанность, и условие сохранения единства уммы.
Дети
Чеченские дети с малых лет растут в атмосфере всеобщего особого уважения к посту и к тем, кто его держит. Но начинают приучать их к посту лет в 7-8, если родители видят, что отказ от еды и воды не навредит малышу. Через год-два они пробуют держать пост в течение трех дней подряд. Выдержать такое испытание – и гордость, и радость. Подростки 12-14 лет от роду в большинстве своем постятся в течение всего месяца.
Очень важно, что каждый с ранних лет знает о необходимости воздерживаться в Рамадан не только от приема пищи, но и от ссор, споров, сквернословия, других вредных привычек. Курящих или употребляющих алкоголь среди чеченцев немного, а в месяц поста их не видно совсем. Даже тот, кто уразы не держит, не едят и не пьют в присутствии других людей. Владельцы кафе и ресторанов в месяц поста отправляют персонал в отпуск не потому, что таково требование властей, но потому, что посетителей в дневное время попросту не будет.
Ко Дню разговения готовятся заранее. Для малышей этот день – праздник, в который они получают подарки в каждом доме. Он, малыш, еще и слова поздравления не умеет выговорить, но стоит ему появиться в чьем-то дворе, и хозяйка дома уже выносит для него что-то вкусненькое. Не удивительно, что, подрастая, он старается и пост держать, и сохранить знакомый ему с детства дух праздника.
Стол
Есть вещи, которые в том или ином народе считаются хорошим «тоном». Для советских людей некий шик был, например, в том, чтобы раз в год побывать на море. Абсолютное большинство чеченцев никогда не могли позволить себе такой «роскоши». Для них всегда куда важнее было что-то «оторвать от себя», отложить на строительство дома, крупную покупку. На что денег никогда не жалели, так это на День разговения. В какое время года он бы не отмечался, на праздничном столе появятся лучшие фрукты и сладости, соки и воды, мясные люда и салаты…
Стол обновляется и стоит в течение трех дней. Как бы ни был сыт гость, он обязательно что-то, да съест с этого стола. Это – одно из общепринятых правил праздника.
Другая особенность заключается в том, что каждый считает обязанным навестить и поздравить людей престарелых, больных, посидеть с ними, поговорить. Старики в дни праздника только то и делают, что встречают и провожают гостей. И не имеют значения, состоять ли эти люди в родстве. «Родственник» - каждый мусульманин, особенно старый и немощный.
Русские, живущие в Чечне, знают: они в Рамадан – желанные гости в каждом доме.
Пост
Рассказывают об английском ученом-лорде, который студента-мусульманина и раз, и два упрекнул в том, что он молится пять раз в день. Когда он сделал это и в третий раз, студент, говорят, спросил «сноба», сколько раз за день он моется? Тот ответил: «Два раза, утром и вечером, перед сном». «Значит, – сказал студент, – мои ноги в пять раз чище вашего лица, ибо я не только моюсь два раза в день, но и пять раз в день совершаю омовение».
По признанию одного из моих друзей, «пост дарит ни с чем несравнимое ощущение внутреннего очищения, избавления от всякой скверни. Если в первые дни поста мучает жажда и мысль, что съел бы за один присесть барана, то к концу поста становится ясно, что телу-то ничего, кроме легкого ужина, и не нужно. Пост нужен душе, чтобы быть чистой».
Много это или мало – 30 дней поста? У меня всякий раз после Рамадана возникает мысль, что весь год только и жил ожиданием поста. Света, который он дарит душе…
Саид Эминов.
РОСТОВ. При возгорании двух фур на М-4 под Ростовом пострадал один человек
КБР. Статистика: в регионе пособиями обеспечены более 77 тысяч детей
ВОЛГОГРАД. В лесах региона весной 2024 года высажено более 6,2 млн деревьев
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе выделили деньги пострадавшим от атаки ВСУ
СТАВРОПОЛЬЕ. На Ставрополье появился новый географический объект
СЕВАСТОПОЛЬ. Четыре американских ракеты "Атакмс" уничтожили средства ПВО над Крымом
ЧЕЧНЯ. Таксопарк республики пополнился на 60 автомобилей LADA Granta
ЧЕЧНЯ. В Чечне продажи роутеров и зарядок для авто выросли в преддверии дачного сезона
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе два адмирала стали почетными гражданами города
Ученые из СГМУ научились прогнозировать здоровье детей до их рождения
ЧЕЧНЯ. Нового министра культуры региона представят после 10 мая