Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

С. Идрисов. Творческий труд – это таинство


Просмотров: 3 054Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
С. Идрисов. Творческий труд – это таинство

Почти у каждого народа есть свой, наиболее характерный для него танец, в котором отразились особенности его быта и истории. Народный танец – особый вид искусства, где образные картинки жизни воссоздаются человеком с помощью движений. Выразительные движения сочетаются в определенном темпе, размере и ритме – так возникает рисунок танца.

 

Народный танец теснейшим образом связан с музыкой, он выражает ее содержание, передает ее ритм, композицию. У некоторых народов с высокоразвитой танцевальной культурой встречаются так называемые классические народные танцы, по типу близкие к лучшим достижениям балетного искусства, с выработанной в течение веков отточенной формой. Образцом совершенного народного классического танца может служить стиль «Бхарат Натьям», родившийся в Индии много тысячелетий назад. Этот стиль танца придает одинаковое значение разработке движений рук, ног и корпуса. По сравнению с народным танцем, балетное искусство родилось довольно поздно. Балету немногим более четырехсот лет. Зародился балет в Италии. Для итальянского балетного театра были характерны виртуозная техника, сложные прыжки, резкие, жесткие движения рук. Порой ради внешнего блеска и виртуозности исполнители жертвовали осмысленностью и выразительностью танца. В танце балетмейстеру удается выразить не меньше мыслей и чувств, чем это можно сделать словами.

 

Писать о Сулумбеке Идрисове для меня не составляет труда. Я делаю это с большим удовольствием, так как мы знакомы довольно давно – с 1968 года.

В училище я занимался в оркестровом отделении, а Сулумбек – в хореографическом. Еще со времени учебы в училище неизменным законом для него оставался каждодневный упорный труд, неумолимая требовательность к себе, непрекращающиеся творческие поиски. Каждый человек имеет свой талант, надо только суметь разгадать его и работать над ним неустанно и самозабвенно. У него рождалось желание не просто хорошо и чисто выполнить ту или иную вариацию, а передать в танце, в движениях, в позах свое настроение. Сулумбек не просто восхищал искусством танца, он жил в стихии музыки и движений, раскрывая самые возвышенные свойства человеческой души. Не только ритмический рисунок танца, но и почти неуловимая игра рук или просто взгляд, пауза, наклон головы, само содержание его душевных движений – все это рождается из музыки. Пластичность и воздушность, строгость и четкость рисунка делают искусство Сулумбека Идрисова совершенным образцом классического танца. Строгое достоинство, с каким держится Сулумбек, его влюбленность в свое дело, требовательность к себе не раз отмечались зрителями и прессой.

 

Сулумбек страстно любил танцевать с раннего детства. Эта страсть и привела его в училище. На первом творческом экзамене было решено принять одаренного юношу. После училища в 1970 году молодой артист был принят на работу в Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца «Вайнах». В 1969 году ансамбль возглавил талантливый балетмейстер, выпускник ГИТИС Топа Элимбаев. Лучшие постановки Т. Элимбаева привлекали высокой эмоциональностью, правдивостью, широкими музыкальными и пластическими возможностями их выражения. Не один десяток лет руководил он ансамблем. За эти годы расширилась география маршрутов ансамбля. Он успешно гастролировал во всех уголках Советского Союза и за рубежом, доставляя зрителям большое эстетическое наслаждение.

 

Серьезная профессиональная подготовка помогла молодому артисту сразу занять в ансамбле ведущее положение. Его танцы искрились радостью, излучали молодой задор, увлекали динамикой, и вместе с тем специалисты отличали исполнительскую культуру юного артиста, его уверенную и точную технику, строгий вкус. Он попал в замечательный ансамбль, в талантливый коллектив. Он напряженно трудился, шлифовал технику, накапливал опыт, словом, обретал мастерство. Сулумбек обладал сочетанием замечательных свойств: обаянием и тем спокойствием техники, которое дает возможность наблюдать за становлением музыкально-хореографического образа без страха: «А вдруг не выйдет!» Все выходило. Добросовестно, не обращая внимания на усталость, Сулумбек отрабатывал каждую вариацию. Он всегда старался находить свои краски. Танцевал легко и виртуозно. Резкие остановки, острые, колющие позы, быстрые настороженные взгляды – все эти мелкие и крупные штрихи помогали артисту создавать убедительный образ. Огромную помощь артисту оказывал Топа Элимбаев. Свое творческое внимание Т. Элимбаев направлял на личность, характер дарования и особенности техники исполнителя, с которыми он работал. Сулумбеку поручалось такое соло в танце, которое было построено на крутых пируэтах, пластике рук, гибких мизансценах корпуса. Сулумбек всегда с великой благодарностью вспоминает своего первого учителя, который сделал много в становлении его творческого пути, заслуженного артиста РСФСР и Грузинской ССР Отария Шауловича Мунжешвили.

 

Работал Сулумбек в ансамбле недолго: пришло время служить в Советской Армии. Но и здесь он не оставил любимое занятие. Он был солистом ансамбля песни и пляски Краснознаменной Каспийской флотилии. После армии вернулся в ансамбль «Вайнах». Творческий союз с Махмудом Эсамбаевым дал новое направление в работе Идрисова. Исполняемые Сулумбеком танцы – фольклорный башкирский, индийский ритуальный «Золотой орел», аргентинский «Пастушок Гаучо» и другие отличались от тех, что мы привыкли видеть в исполнении Махмуда Эсамбаева. У Сулумбека был свой почерк, и учитель стремится помочь ученику сохранить индивидуальность, в то же время передавая ему свой богатейший опыт работы над хореографической миниатюрой, когда речь идет о работе в «хореографическом театре одного актера». А это значит – вся энергия и любовь только ему, его величеству Танцу, искусству, которое вбирает в себя полностью все возможности человека. «Иначе не состоится танец, – наставлял Махмуд Эсамбаев своего ученика. – И не родится Танцор». Сулумбек всегда помнил слова именитого наставника. «Моим кумиром был и продолжает оставаться Махмуд Эсамбаев, и если хоть один из моих танцев я исполнил на уровне моего учителя, то можно считать, что я не зря посвятил жизнь танцу, – говорит Сулумбек.

Средствами хореографии артист славит лучшие человеческие начала, зовет любить Родину и ненавидеть мир, убивающий в человеке Человека. Те, кто видел Сулумбека на сцене или экране, убеждены в этом. Он учился танцам, как колдовству, веря в их чудесную силу.

 

Сулумбек так говорит о языке танца:

- Для создания танца артист располагает разнообразными движениями. Как из букв складываются слова, из слов – фразы, так из отдельных движений складываются танцевальные «слова» и «фразы», с помощью которых раскрывается поэтический смысл хореографической повести. Танец способен раскрыть все самое прекрасное и светлое, что есть в человеке. Но для этого нужно в совершенстве владеть мастерством танца.

 

…Центральный концертный зал Буэнос-Айреса «Колон». Сулумбек выступает с сольной программой «Танцы народов мира». Исполняется древний индийский танец «Золотой орел». В зале стоит трепетная тишина. Затем идут танцы «Лакоррида», «Фаруко», «Фанданга»… После концерта известный педагог и танцор, директор Института фольклорных танцев Аргентины Альсидея Ифрана Уго скажет, что, танцор, сумевший хотя бы на миг овладеть вниманием экспансивных латиноамериканцев, заслуживает признания. В Сулумбеке Идрисове его восхищали не только мастерство, но и темперамент исполнения, тонкое понимание танца, его национального характера, стиля. Этими свойствами, по его мнению, может обладать лишь артист с большим талантом.

 

…Занавес закрылся, разделив на две половины то, что до поры было целым,- зал и сцену. Еще какое-то время артист, выходит к рампе, сохраняя контакт со зрителями.

Ошибаются те, кто думает, что танец живет, пока его видят зрители. На глазах публики происходит лишь рождение танца, истинная жизнь его начинается, когда закрывается занавес, и зритель навсегда уносит этот танец с собой.

 

Отвечая на вопрос, какие качества в характере артиста считает главными, С. Идрисов сказал: « Прежде всего, постоянную неудовлетворенность собой, понимание того, что ты сможешь исполнить танец ярче, правдивее. Не представляю без этого подлинного искусства».

Искусство для человека и искусство о человеке, несущее людям радость, веру во все лучшее, во все доброе. Что может быть благороднее, чем эта миссия, с которой обращаются деятели искусства ко всем людям планеты!

Земля Чечни рождает таланты, гордится ими.

 

С. Атабаев




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"