ЧЕЧНЯ. Ровно 96 лет назад в предгорном селении Старые Атаги родился Махмуд Эсамбаев, с ранних лет страстно полюбивший танцевальное искусство. В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
Про свое творчество он говорил: «Танец — это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».
Когда началась Великая Отечественная война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой.
В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья Эсамбаева вернулась из Киргизии на родину. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева. Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.
Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии, а через два года он отправился в Москву и за рубеж, где ему неизменно рукоплескала восхищенная публика. Публика, критики и жюри многочисленных конкурсов сходили с ума по Эсамбаеву. Не остались в стороне и кинорежиссеры, приглашавшие прославленного танцора в собственные фильмы.
Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.
Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. Умер Эсамбаев в 2000 году и похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.