ДАЙДЖЕСТ: |
О статье "Арсланали-устаз"
Мой Отец, Ибрагьим Ханмав Бамматули, в газете «Къумукъ Иш» (1991, №4) в статье «Арсланали-Устаз» описал свои детские впечатления о том, как большевистская власть в его родном селе Тёбен-Къазаныш(Нижнее Казанище) уничтожала просвещенное сословие ученых-арабистов,
Он, ребёнок, стал свидетелем большевистской практики, т.е. того, как именно «новая власть» разрушала и уничтожала «старую власть», т.е. вела народы, по их уверениям, к «счастливой жизни», к обещанному партией ВКП(б), к «коммунистическому раю». Мой Отец стал свидетелем этой коренной, насильственной ломки тысячелетнего уклада жизни кумыкского народа еще в раннем возрасте и это его потрясло и запомнилось на всю жизнь. Он пишет: «…поверьте, вот мои тогдашние мысли – даст Бог, этот пыльный туман рассеется, но скоро ли здесь возродится прежняя жизнь?…»
Он, ребенок, конечно, не мог ни представить, ни предвидеть, что через какие-то 5-7 лет этот «большевистский Всеразрушитель» доберется и до его семьи, до его любимого, обожаемого Отца, который, оказывается, в глазах большевиков был «кулак, контрреволюционным элементом, антисоветским и антиколхозным агитатором».
Надо отметить, что Нижнее Казанище до 1917 года был одним из главных центров мусульманского образования в Дагестане. В это время здесь жили, занимались науками, писали, издавали книги, обучали многих учеников в своих частных школах-мадраса, высокообразованные, по тем временам и по критериям Ислама, десятки ученых-арабистов: Абдул-Басир-хаджи Мустафаев, Абусуфьян Акаев, Мустафа-Кади Исмаилов, Агарагим-Кади и мн. др. Поэтому Нижнее Казанище и называли «Къадилени юрту», т.е. «село кадиев». Большевиками в ту пору расстреляны около 20-ти кадиев только из Казанище (есть поименный список!).
В статье «Арсланали-Устаз» мой Отец, вспоминая те времена, описал сцену разрушения и разграбления дома, библиотеки, фруктового сада одного из видных казанищенских ученых-арабистов Арсланали-Устаза. Я полагаю, что это произошло в начале 1930-х годов.
* * *
Короткий вариант этой статьи в моем переводе на русский язык:
Дом Арсланали-Устаза стоял в восточной стороне села, возле небольшого, живописного водопада и примыкал к огромному, роскошному фруктовому саду, который был заложен и выращен самим Арсланали. В доме были оборудованы специальные комнаты – школа-мадраса - для занятий учеников Арсланали-Устаза.
В научно конкурирующие и дружественно общающиеся мадраса Абусуфьян-Устаза и Арсланали-Устаза стремилась тогда попасть на учебу активная молодежь не только Казанище и Темирхан-Шуринского округа, но и выходцы из районов Аксай, Карабудахкент, Каякент., (В этих мадраса так же учились юноши из Чечни и других регионов Северного Кавказа).
Итак, в один из дней, я, 4-5 летний мальчик, с гурьбой своих друзей оказываюсь в этом дворе. Ведь, это по соседству – я живу на «межит-очар», а дело происходит в другом конце нашего переулка – на выходе к скалистому взгорью на окраине села, так называемому, «Лайла-тёбе». Во дворе дома Арсланали-Устаза, в котором всегда царила благоговейная тишина, раздаются кощунственные, дерзкие крики и громкие возгласы, тут кипит некое стихийное оживление.
И что же? Оказывается здесь, в «доме знаний», идет самый банальный грабеж! Ломами, кирками крушат дом, пристройки и на арбах кто - куда увозят все добро Арсланали-Устаза …. И самое главное- его уникальную библиотеку!
Оказывается, все имущество Арсланали-Устаза и весь его дом (кирпич, лес, двери-окна, камень фундамента…) новыми властями за бросовые цены продаются ими же созданному «сельскому советскому активу». Иначе говоря, по Казанище нагло и бравурно марширует «культурная революция», большевики делают «свое большевистское дело».
А где же сам Арсланали-Устаз, спросит внимательный читатель.Как - где? Там же, где и другие жертвы ядовитых, завистливых доносов сталинских активистов, уже заботливо взращенных к этому времени в каждом селе большевиками. Есть и и результат – Арсланали-Устаз уже в «Сибири»!
Сельские сталинские «активисты-бедняки» уже достигли своих, подло взбудораженных большевиками целей – «отнять и поделить!». Они завистливо отомстили своим более состоятельным, более сметливым, успешным соседям, - дали нужные большевикам доносы на своих соседей – что у соседа и дом большой, овец куда больше, а куры пожирней…. Вот именно на этих греховных чувствах, инстинктах и прежде паразитировали, и по сей день строят свою подлую «интернационалистскую» идеологию «активисты идеологии большевиков».
Черт его знает, что означало географическое понятие «сибирь» в представлении «товарищей Сталина и Берия». Ведь они, вроде, сослали именно «в сибирь» и казанищских и сотни, тысячи других блестящих представителей других народов, хотя, к примеру, почему-то Абусуфьян Акаев, сосланный будто бы в «сибирь», оказался в Котласе, в Архангельской области, где и скончался в муках полярной каторги.
Продолжая рассказ об Арсланали-Устазе, скажем, что через некоторое время ему удается после ссылки каким-то образом тайно вернуться с мест поселения, поближе к родине и устроиться в Грозном сторожем на железной дороге.
Эту благородную и просто по-человечески обязательную помощь ему оказал некто Ахматов, работавший в это время в Грозном железнодорожным техником. Но самый гениальный сценарист - это жизнь, которая устраивает дела, так, что именно в это время в Грозный на учебу в «Коммунистическую Академию» присылается другой паренек из Нижнего-Казанище – вчерашний овцепас Атаев, который неожиданно встречается в определенных обстоятельствах с Арсланали-Устазом.
К слову, Атаев и являлся, как раз одним из тех, кто писал доносы в свое время на Арсланали-Устаза и на других и «устазов» и «не устазов». Не важно кто, важно то, что по мнению «бедняков» они и являлись теми, кто «пил и пьет кровь народа»…
«Как он,рсланали-Устаз, оказался в этих краях, здесь, почти рядом с Казанище?!» - вспыхивает греховным негодованием «классовое сознание» Атаева.
На следующий день железнодорожную сторожевую будку занял другой человек». (Конец статьи).
* * *
Арсланали-Устаз является такой же жертвой сталинского режима, в числе многих других благородных героев-патриотов, которые пытались в период государственного террора сохранить хотя бы свою личную честь, хотя бы сохранить жизнь членов своей семьи, если уж невозможно законно бороться за высшие демократические и патриотические идеалы. Однако (и это наша, именно НАША ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ!!!) они не являлись «безвинными», жалкими и беспомощными жертвами сталинского произвола, как это примитивно пытаются трактовать сегодня некоторые поверхностные описатели истории тех дней.
Они, благородные герои-патриоты Дагестана «виноваты» (за это им высочайшая честь!) перед сталинским режимом тем, что истово желали и старались уничтожить этот преступный антинародный режим! Все мировоззрение, «намус предков», мораль дагестанских патриотов, национал-демократов с негодованием отвергало большевистскую идеологию вообще, и практику сталинского режима в частности. Это были две непримиримые, антагонистические позиции!
Да, тогда, в 1917 году, победила неправедная позиция, но в 1991 году справедливость была восстановлена - была ликвидирована монополия на власть партии большевиков. Уверен, теперь - навсегда!
Октябрь, 2008 г. Ибрагимов Амин.
Дополнительные сведения:
Эта статья, опубликована на личном сайте автора «Бамматули». Автор статьи - публицист Ибрагимов Амин. Иногда он пишет под псевдонимом Бамматули, как и (ныне покойный) его отец. О них есть сведения в «Кумыкском мире».
Из очень скудных источников, мне удалось разузнать немногое об этом удивительном и святом человеке - Арсланали-Устазе. В возрасте 7-8 лет он с бабушкой приезжает жить в Нижнее Казанище из Гунибского района, где после подавления восстания горцев в 1877 году погибает его отец. Кемо был его отец (скорее всего аварец из знатного тухума) разузнать пока не удалось.
В Казанище он женится на Умрайган - дочери одного из богатых помещиков Патали Тонаева (старшего). У них рождаются два сына близнеца - Хасан и Хусейн (оба умерли в младенчестве) и дочь Патимат, которая умерла в 17 лет. Патимат считали святой провидицей, и потому на её могилу в селе до сих пор ходят много паломников. История её смерти такова.
Когда в Казанище была сильная засуха, давно не было дождей, джамаат селения направился на «Лайла тёбе», для жертвоприношения и коллективного намаза, взывать к Всевышнему мольбу. Туда же заторопился и Арсланали. Увидев это, дочь засмеялась и сказала отцу; «Разве ты не знаешь, что дождя не будет, пока я не умру». В ответ отец в резкой форме обругал её и поспешил за сельчанами.
Через неделю или две она умерла. Когда её хоронили, начал накрапывать дождь, который стал усиливаться и обратился в ливень. Этот ливень шёл в Казанище много дней. Насколько же правдоподобна эта история судить Вам.
А вот про Арсланали в книге М.Гаджиева на кумыкском языке написано, что когда его арестовали в Грозном, к нему поехал не менее известный устаз Абусуфьян Акаев с товарищами, проведать и просить прошения за поступки одурманенных новой идеологией односельчан. (Имеется ввиду их грабёж в доме Устаза) Автор также пишет, что Арсланали-Устаз, простил грабителей и доносчиков, сказав при этом, что во всём виноваты большевики, а не народ.
Арсланали предположительно был арестован в период до 1929 года, и всё это время он скрывался в Чечне. Сколько времени он просидел в тюрьме, и где умер также неизвестно, но есть версия, что похоронен он в Чечне и на его могиле есть небольшой зиярат. Согласно этой версии у него в Чечне много мюридов, которые посещают его могилу. Разобраться где правда, а где быль в этой истории, я думаю, поможет нам наш читатель. А может, что то есть и в архивах Чеченской Республики, если конечно они уцелели после недавней войны. Цель же этой публикации - найти ещё какие нибудь сведения об этой личности. Возможно, кто-то откликнется, кто-то знает о жизни Арсанали-Устаза в Чечне. ...
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде