ДАЙДЖЕСТ: |
Анна Усанова
Москвы рекомендовала землячествам города нанять пиарщиков для проведения воспитательной работы в социальных сетях среди представителей разных этнических групп. Данные меры связаны с регулярным появлением в СМИ информации о нарушениях общественного порядка, приписываемых выходцам с Кавказа.
Небесспорные предложения
В том, что предложила московская мэрия, на первый взгляд, есть определенная логика и рациональное звено. Тем не менее, есть основания предполагать, что это всего лишь маленькая «косточка» для тех, кто будет говорить, что российские власти якобы бездействуют. Причем «кость» для обеих сторон – и для русского населения, и для землячеств.
Единственное, что не конкретизируют московские власти – какие конкретно пиарщики будут проводить воспитательную работу в соцсетях и как будут взаимодействовать с землячествами, какой, в конце концов, национальности будут эти самые пиарщики. А данный вопрос имеет место быть. Анализируя контингент разных групп социальный сетей, можно сделать вывод, что здесь сосредоточены очень разные люди, пусть и одной национальности, но один подход в переговорах с ними не подойдет.
Социальная сеть давно стала источником мнений, иногда правдивых, иногда политически спланированных. Здесь нужен не просто «контролер» шкалы настроений, в том числе радикально настроенных представителей разных национальностей, а, как верно говорил Дмитрий Демушкин, авторитет, который сможет «отрезвить» расхулиганившегося представителя своей нации и объяснит, что так делать нехорошо.
Говорить о едином мнении представителей бывших советских республик о сегодняшней их жизни в России тоже не приходится. И в данном случае кажется наивным со стороны московских властей, что того же радикала может «воспитать» некий пиар-менеджер, который ему ни сват, ни брат. Пиарщики, которые решатся проводить беседы в соцсетях о том, как надо жить в России, просто на найдут себе слушателей.
Авторитетный пиар
Этнические землячества, последовательно соединенные сетью в разных городах России и имеющие свой центр, – вещь, безусловно, хорошая и правильная, тем более в многонациональной России, тем более в сегодняшних непростых ситуациях жизни нашего неоднородного социума.
Молодежные организации, в которые входят представители землячеств, ведут вполне активную работу по социализации своих соотечественников в условиях российских городов, стремятся к созданию комфортных условий их жизни и пропаганде культурных ценностей своего народа для тех, кто далеко от родины. Но проблема состоит в том, что не все представители той или иной нации являются членами землячества по той причине, что они просто-напросто в него не входили. Следовательно, воспитательный элемент, проводимый пиарщиками землячеств, может не до всех дойти. Следующим и, пожалуй, наиболее важным пунктом эффективного действия подобного пиара является личность самого пиарщика.
В любом случае он должен быть как минимумчленом землячества - соответственно, автоматически принадлежать по крови к той же нации, пиар среди представителей которой собирается проводить. И еще более важная вещь – этот представитель нации должен являть собой реальный авторитет для молодых людей. Так, и только так возможно донести молодому поколению то, что за пределами своей родины или на своей малой родине должно вести себя достойно и уважать культуры и морально-этические нормы тех народов, с которыми живешь бок о бок. И только так можно быть сильным, достойным представителем своей нации, именно так можно сформировать положительный имидж своей страны, своей республики, своего народа.
Когда к нам придет национальная политика?
Решение мэрии не является кардинальным предложением и ответом на вопрос, как сделать жизнь выходцев с Кавказа (а также всех этносов, объединенных некогда Советским Союзом) лучше. Это всего лишь показатель того, что на серьезные изменения и работу в области улучшения взаимоотношений между разными национальностями власть пока пойти не готова. Реальной задачей по решению данного вопроса должна быть четко выстроенная, прописанная национальная политика.
Высказанная членом комиссии столичного парламента по культуре и массовым коммуникациям Алексеем Рябининым мысль, что «московским властям действительно необходимо содействие землячеств в адаптации приезжих, до них нужно донести правила поведения в столице, где живут культурные и воспитанные люди», для землячеств, а тем более для тех людей, которые в землячества не входят – не стимул. Хотя бы потому, что подобная мысль не является однозначной правдой. Все-таки культурно-этическая ситуация в Москве на бытовом уровне отнюдь не всегда может считаться идеальной. И вряд ли этого не видит кавказское население. Просто, как говорится, нужно быть выше этого, морально и этически.
Общий уровень культуры оставляет желать лучшего
Вот, что думает об этой ситуации член правления Международной молодежной общественной организации «Содружество», вице-президент Центра социального развития «Созидание», заместитель директора Института политических коммуникаций Университета профессиональной политики, член клуба «Многонациональная Россия» при ОП РФ, член клуба национальностей при ОП РФ Магомед Алиев:
«Не могу сказать точно, каким образом пиарщики будут проводить воспитательную работу, которую со своими детьми когда-то не провели родители. При нынешнем уровне культуры как у приезжих, так и у большинства москвичей, оставляющем желать лучшего, в том числе я говорю и о знании своей национальной культуры, культуры своего народа, говорить о таких вещах еще сложнее.
Бытовые конфликты всегда были и будут. Очень многое зависит от подачи материала СМИ. С сегодняшним вариантом представления информации в средствах массовой информации сложно вообще о чем-то говорить. Шума от стрельбы на свадьбе очень много, а если бы тот, кто недавно расстрелял своих коллег, был бы представителем другой национальности, нежели той, коей является, пьяный, сбивший насмерть людей, среди которых были дети, что бы было тогда?!
Здесь во многом дело в совести сотрудников СМИ и отношении чиновников к ответственности разных людей. Тот, кто стреляет на свадьбах, по общественным организациям не ходит. И деятельность этих пиарщиков на них не распространится. Да и общественные организации охватывают очень маленькое количество людей, что тоже является в данном случае проблемой. И авторитеты, на самом деле, у разных людей свои, авторитеты для одних – другим не указ”.
Многоаспектность вопроса
Президент Ассоциации молодежи Дагестана Аким Сеферов так прокомментировал «Кавказской политике» инициативу городских властей: «Московская мэрия сделала заявление о том, что землячествам стоит нанимать пиарщиков для работы не только над имиджем северокавказских республик, но в том числе над указанием конкретных пунктов этического поведения. Эту работу, безусловно, нужно выполнять.
Существует несколько организаций, это и Ассоциация молодежи Дагестана, и Российский конгресс народов Кавказа и другие, которые данную работу выполняют. Недавно мы совместно с Комитетом по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа собрали самых активных ребят, которых многие приезжие из республик Северного Кавказа уже знают. И эти ребята шли в тот же «Европейский» и другие торговые центры, где бывают массовые скопления ребят из Северного Кавказа, и просто с ними разговаривали, доводили до них суть дела. То есть не ругали, а просто разговаривали. Говорилось о том, что на тех ребят, которые приезжаю из республик надеются родители, ведь их дети приехали сюда для того, чтобы учиться или работать. Собственно такая работа и ведется.
В заявлении мэрии должно было учитывать не только то, что диаспоры должны вести работу в соцсетях. И это касается работы не только внутри кавказских, но внутри диаспор представителей других национальностей. Важно найти не просто пиарщика, но скорее блогера, который будет работать над имиджем и республики, и конкретной национальности.
На сегодняшний день имидж северокавказских народов очень сильно испорчен. Последний случай со свадьбой показывает, что ребята, совершившие акт хулиганства, вроде и образованные, и учатся в аспирантуре, и работают в серьезных компаниях. В СМИ же несколько исказили картину и написали, что выходцы из Северного Кавказа разгромили чуть ли не полстолицы. Соответственно, нужно работать и в этом направлении. Нужны люди, которые в первую очередь будут приводить имидж республик Северного Кавказа в порядок.
К сожалению, заявление мэрии кажется несколько однобоким. Проблема и в том, что у ребят – представителей конкретных национальностей, которых знает интернет-сообщество в качестве авторитетов, может не быть времени заниматься пиаром. Почему бы нам не воспользоваться опытом Чеченской Республики? Там наняли блогеров, которые анализируют статистику негативных комментариев.
Безусловно в интернете должна проводиться работа и сосредоточена информация для молодежи, что можно делать, а что нельзя. Если происходит направленное оскорбление той или иной нации, создание негативного образа этой нации, блогеры должны опровергать данные заявления положительными примерами поведения той же нации. И эта информация должна исходить от авторитетных людей.
Молодежь, которая порой приводит какие-то негативные высказывания, неправильно себя ведет, – это ребята, которым по 15-16 лет, и их нужно направлять в положительное русло. И должен это делать авторитетный человек. Во всей этой ситуации ни в коем случае нельзя одну сторону решать, а другую сторону вопроса оставить».
Эффективное слово землячеств
Председатель Союза студенческих землячеств г. Москвы Кантемир Хуртаев высказал по данному вопросу следующую позицию: «Проблему одними пиарщиками не решить. Здесь нужна системная работа с молодежью, в первую очередь такая, которая будет направлена на адаптацию и полноценную интеграцию приезжих в социокультурную среду крупных городов России, где периодически и возникают инциденты с участием кавказской молодежи.
Дело в том, что все эти конфликты и прочие инциденты, связанные с кавказской молодежью, возникают именно из-за ее неадаптированности. Как только молодые люди чувствуют свою сопричастность к городскому сообществу, находят себе занятия по интересам, их поведение и отношение к окружающей среде кардинально меняется.
А нанять пиарщиков, чтобы они занимались формированием благоприятного образа кавказской молодежи без системной работы по ее адаптации и полноценной интеграции неэффективно, поскольку то и дело будут возникать инциденты, которые сведут работу пиарщиков на нет. Мне кажется, было бы эффективнее, если бы после каждого негативного инцидента с участием кавказской молодежи, лидерам общин и диаспор предоставлялся эфир на центральных телеканалах для того, чтобы они могли публично осудить недостойный поступок земляка».
ЧЕЧНЯ. В Грозном открылся социальный центр для участников СВО
ЧЕЧНЯ. Республика получит доп. средства на социальную газификацию
Количество индивидуальных предпринимателей в РФ достигло 4,2 млн
ЧЕЧНЯ. Муслим Ахтаев стал серебряным призером чемпионата России
ГРУЗИЯ. Сборная Грузии по баскетболу добилась первой победы на отборочном этапе чемпионата Европы
КРЫМ. В Крыму заблокировано 27 сайтов с опасными лекарствами