На контрольно-пропускном пункте «Верхний Ларс» образовалась большая пробка. Колонна машин растянулась на километры. Водители говорят, что на границе более тысячи машин. Практически все они из Армении. Фуры, груженые сельскохозяйственными продуктами, не могут пересечь КПП уже четвертые сутки.
Основной наземной дорогой, по которой осуществляется экспорт из Армении в Россию, является именно контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс».
«К полудню среды на КПП «Верхний Ларс» скопилось около 100-120 грузовых автомобилей. Основное скопление возникло на грузинской стороне в сторону российской границы, но движение затруднено по обоим направлениям. Причины пробки связаны с пропускной способностью КПП «Верхний Ларс», — сообщают из министерства транспорта, связи и информационных технологий Армении.
Здесь признают, что не могут предпринять существенных шагов. Проблема масштабная, и единственным решением является открытие альтернативных дорог через Абхазию и Южную Осетию:
«Единственным долгосрочным решением является открытие альтернативного пути, переговоры о чем ведутся как с грузинской, так и с российской сторонами».
Проектная пропускная способность таможенного поста через Верхний Ларс ограничена природными особенностями. Обычно в день она составляет 70-80 грузовых автомобилей, 200 легковых машин и 40 автобусов. В сутки границу могут перейти примерно 4000 человек.
Однако за последние несколько дней поток грузового транспорта достиг 200 автомобилей, а людей – 10 тысяч. Скопление грузовых автомобилей связано с тем, что приоритет отдается легковым.
Бизнесмены из Армении говорят о значительных финансовых убытках. Один из них – Михаил Багдасарян, рассказывает, что груженая абрикосом фура, которая принадлежит ему, не может пересечь КПП уже 3 дня. Еще две груженые фуры стоят в Ереване:
«Мы не знаем точно, с чем связана эта пробка. Грузины обвиняют русских, русские – грузин. Сейчас мы даже не рискуем отправить эти две фуры из Еревана, потому что они тоже могут там простоять сутками. Тут хотя бы холодильники работают, нет проблем с топливом».
Хозяин фуры боится, что абрикосы могут испортиться. Холодильники работают на топливе, а топливо на исходе. Михаил говорит, что за перевозку заплатил 50 тысяч рублей (примерно $800), больше половины этой суммы уже ушли на топливо.
Водитель одной из фур, стоящих в очереди на КПП «Верхний Ларс», рассказал JAMnews о тысячах скопившихся машин:
«Ситуация очень печальная. Уже два дня как перекрыли дорогу и не дают проехать. Груженые фуры стоят. Больше тысячи машин. Солярка заканчивается, и не можем поехать заправиться. Ситуация просто ужасная. Вода на исходе. Мы в панике».
В Армении сейчас сезон сбора урожая. Часть продукции идет на экспорт. Километровые скопления автомобилей в этот период у Верхнего Ларса можно наблюдать практически каждый год. Дорога часто закрывается и из-за обвалов.