ДАЙДЖЕСТ: |
Мансур Алишаев и Тимур Юсупов
Вы никогда не смотрели чеченское телевидение? Почему-то смотреть это провинциальное ТВ намного интереснее и приятнее, чем профессиональные федеральные каналы «НТВ» и «Первый». Секрет прост – на чеченском ТВ нет пошлой и навязчивой рекламы, нет мельтешения полуобнаженных тел.
Или почитаем новости. Президент Чечни Рамзан Кадыров встретился с членами патриотического клуба, носящего его имя, и призвал своих фанатов «всячески способствовать возрождению национальных традиций».
Самое интересное во всем этом, то, что такие сообщения – правда. В современной Чечне 35-летний президент наставляет своих фанатов соблюдать национальные традиции! Это само по себе вызов чеченской многовековой традиции, всей системе чеченских ценностей и укладу жизни.
Чечня практически никогда не знала ранее режима единоличной власти. Здесь всегда руководили старейшины, а не лица среднего и молодого возраста, как сейчас. И уж, конечно, у лидеров не было официальных фанатских клубов, члены которых носили бы флаги, бейсболки и значки с их изображением на груди.
Говорит ли это о том, что чеченская национальная культура переживает эрозию и уходит в небытие и мрак? Или мы видим ее мучительную трансформацию, на выходе которой будет нечто новое, но небанальное и по-своему чеченское? Трудно сказать, скорее всего, к истине ближе второе.
Чеченские прорывы
Чечня сегодня удивляет весь мир. Во-первых, чеченскому руководству удалось, буквально из руин, восстановить свою республику. Сегодня Чечня краше, чем когда бы то ни было. Тот, кто ездил из Дагестана в Чечню или обратно на машине, может подтвердить – сегодня не знавший войны Дагестан, дагестанские города, села и дороги выглядят в разы хуже, чем чеченские.
Во-вторых, Чечня явила всему Кавказу, России и миру уникальную модель национально-культурного, духовно-нравственного и социально-экономического возрождения и даже расцвета. Сегодня на эту чеченскую модель с завистью смотрит молодежь всего Кавказа.
И дагестанец, и ингуш, и черкес, и карачаевец мечтают о том, чтобы в их республиках властями столько внимания уделялось духовности, нравственности, возрождению интереса к собственным традициям, истории, памяти предков. Не говоря уже о внешнем виде городов и сел.
В чем здесь секрет? Каким образом молодому чеченскому руководителю удалось в короткий срок найти и реализовать формулу чеченского чуда? Каким образом ему удалось превратить Грозный из кавказского Сталинграда в кавказский Дубаи?
Раскрытие секрета чеченского успеха
Здесь самое время привести отрывок из большого репортажа, который несколько лет назад был опубликован в сети одним из дагестанских авторов, посетивших в Грозном своих друзей и внимательно за ними наблюдавший. Вот как он описывает интерес его чеченских друзей к содержанию чеченского телеэфира:
Они внимательно следят и за тем, как их президент в новостных репортажах походкой Петра I вышагивает по весенней грязи в калошах по разбросанным в городах и районах стройках. Тут строится мечеть, там строится детский садик, в Урус-Мартане – учебный корпус, в Грозном – новая больница, в Центорое – медресе…
Тем временем, в эфире чеченского телевизионного канала картинка сменяется картинкой. Вслед за министрами и единоросами, на экране появляется глава чеченского Совета алимов Хож-Ахмад Кадыров. Его наставления и комментарии занимают добрый час эфирного времени.
Я внимательно наблюдаю за ребятами, у которых я гощу. Они предельно внимательно слушают наставления своего наставника, не морщат лицо, не пытаются переключить на более «веселые» каналы, вроде «НТВ», «СТС» или «ТНТ».
Впрочем, они столь же внимательно в течение полутора часов смотрели до этого мусульманский мультфильм, переведенный на чеченский язык, об истории доисламского йеменского правителя Абрахи, пытавшегося разрушить Каабу. Я понимаю, этим ребятам действительно интересно то, что они смотрят.
«Мне кажется, – писал автор, – я раскрыл секрет успехов чеченского общества и правительства в деле возрождения республики, консолидации элиты и общества – это упор на одновременное возрождение социальной инфраструктуры и духовности народа. И то, и другое ударными темпами. Ни того, ни другого не наблюдается, к сожалению, больше ни одной другой республике Кавказа».
Показательные примеры
Привести хотя бы в пример, как Рамзан Кадыров своими силами обошел целую корпорацию «Курорты Северного Кавказа» с многомиллионными бюджетами. Пока эта компания заявляла на всю страну о готовности застроить курортами весь Кавказ, почему-то за исключением Чечни, Кадыров с крупнейшими чеченскими бизнесменами открыл и презентовал стране чеченский горнолыжный курорт Ведучи.
В итоге, Владимир Путин разнес руководителя «Курортов Северного Кавказа» и отправил его в отставку за растрату огромного количества государственных денег. А Рамзан Кадыров своими силами подарил жителям республики, Кавказа и всей России великолепный курорт Ведучи неподалеку от Грозного.
Это был пример из социально-экономической сферы. Теперь приведем пример из духовной и воспитательной сферы. Чечня единственная северокавказская республика, где в пост-советский период открылась своя киностудия.
Она открылась всего полтора года назад. А уже выдала первые кино-продукты. Своим основным направлением киностудии «Грозный-фильм» имени шейха Мансура называет экранизацию исторических фактов, судеб и героев чеченского народа и других народов Кавказа.
Или взять, к примеру, недавнюю трансляцию на федеральном канале НТВ часового концерта чеченских и мусульманских гимнов, который состоялся под открытым небом в Грозном. Вся страна, затаив дыхание, наблюдала за феерическим шоу в возрожденной из руин чеченской столице.
Великолепное оформление сцены, роскошный салют и лазерное шоу, лучшие исполнители духовных гимнов и чтецы Корана со всего мира… Ни один из руководителей кавказских республик даже не попытался пробить на федеральном канале такую роскошную презентацию для всей страны красоты культуры собственного народа.
Пить взахлеб мирную жизнь
И такое буйство эмоций и поводов для празднеств – не только на внешнюю публику. Для того, чтобы это понять, стоит хотя бы на день слетать в Грозный. Приведем еще один отрывок из уже цитировавшегося нами репортажа дагестанского автора, посетившего некоторое время назад чеченскую столицу:
В последний год я зачастил в Грозный. Есть в этом городе какая-то необъяснимая, грозная энергетика. Одно дело – читать о восстановленном Грозном в материалах своих коллег-журналистов. И совсем другое – увидеть его собственными глазами. Восстановленный из руин кавказский Сталинград, действительно, поражает воображение.
Во-первых, Грозный уже совсем не тот, что был до войны. Он мне до боли напомнил Варшаву, которая в ходе Второй Мировой войны тоже была практически сравнена с землей, а потом восстановлена из пепла. От старой Варшавы осталось всего несколько старинных зданий на центральной площади. А все остальное – практически новый город.
То же самое и Грозный. От старого доброго Грозного практически ничего не осталось. Чуть ли не с трапа самолета тебя встречает совершенно новый город, цветущий в безудержном буйстве жажды к жизни.
Однако цветет Грозный не только фонтанами и садами, но и в огромной степени аятами и хадисами, которые встречают тебя на каждом углу. Местами баннеры и растяжки со словами «Сказал Пророк (мир ему)…» или в их арабском и чеченском вариантах «Къаля…» и «Элчано…» настолько плотно покрывают стены административных зданий, что город, буквально, одет и окутан цитатами из пророческой Сунны.
Во-вторых, грозненцы поражают той жадностью, с которой они «потребляют» картины мирной жизни. Город, переживший две чудовищные войны, с неуемной жаждой, боясь не успеть, кажется, не веря в то, что такое возможно, взахлеб глотает спокойствие, безопасность и отсутствие войны.
Традиции и Кадыров
Однако, подобный расцвет после двух катастрофичных по своим последствиям войн дался Чечне не просто так. Чтобы на полном ходу развернуть чеченский народ от военных реалий к стремительному мирному труду и закладке основ чеченского чуда, понадобилась колоссальная и глубинная реформа.
Эта реформа коснулась и социальных взаимоотношений в чеченском обществе, и принципов управления республикой, и методов политической консолидации народа, и даже пересмотра некоторой части традиций применительно к реалиям 21 века. Коснемся лишь некоторых примеров.
Так, Рамзан Кадыров постоянно подчеркивает свою верность чеченским традициям. «Некоторые представители нынешней молодежи удивляют своим поведением, внешним видом. Такие люди разрушают устоявшийся образ чеченца как порядочного, высоконравственного человека. Мы должны сделать все, чтобы исправить ситуацию и показать всем всю красоту и самобытность чеченских традиций. Вы должны всеми силами способствовать возрождению наших традиций», – говорит президент.
Национальные традиции и духовная культура Ислама для него неразделимы. «Традиции чеченцев тесно переплетены с мусульманскими нормами, поэтому нет существенной разницы, чего больше преобладает у чеченцев, они просто дополняют друг друга», – сказал он как-то в интервью, категорично добавив: «Каждый чеченец рождается мусульманином».
Часто говорят, что Кадыров – традиционалист. Но именно при нем чеченские традиции поменялись до неузнаваемости. Сегодня получается так, что к молодому парню прислушиваются старики, главы тейпов и вирдов, потомки курайшитов и прочие традиционные авторитеты.
На смену советам старейшин и бесконечным процедурам тейповых согласований, к которым молодежь, захочет, прислушается, а не захочет – нет, пришел молодой энергичный и эффективный горский менеджер.
Чеченская традиционная политическая, социальная и культурная модель стремительно модернизируется. Эта революция проходит по модели Кадырова. Эта модель очень жесткая, но при этом необыкновенна эффективна.
Республика при Рамзане Кадырове расцвела как, возможно, никогда в своей истории. Прежние традиции ушли в прошлое, но появилась работа и безопасность. Хотя некоторые эксперты говорят, что тому, кто ценит нынешнее чеченское благополучие, лучше не знать, какой ценой оно обеспечено.
Рождение политической нации
Сегодня Чечня, не имея такой глубокой дореволюционной интеллектуальной традиции, какой обладает Дагестан с его сотнями и тысячами ученых мирового уровня, обходит Страну гор в красоте подачи и презентации традиционной духовности горского общества.
В данной презентации чеченского народа, его истории и культуры Рамзан Кадыров шагнул даже за пределы России. Он давно вхож во дворцы всех правителей Востока, Грозный уже много лет принимает самые высокие делегации из дружественных России стран.
Иными словами, Рамзан Кадыров, превратил Чечню в общероссийскую и мировую витрину горской, кавказской и мусульманской культуры. Это при том, что Чечня и Грозный по своему культурному и историческому потенциалу даже близко не могли тягаться с Дагестаном и тем же Дербентом.
Эту невероятную культурную, социальную и духовную революцию в современной Чечне осуществляют сверху – Кадыров и его команда. Но при этом у самого чеченского народа существует глубинный запрос на такую масштабную реформу всех сторон жизни чеченского общества.
Вполне возможно, что подобная глубинная реформа явилась единственно возможным и единственно верным ответом чеченского народа, пытавшегося выжить среди дымящихся руин. Окажись на месте чеченцев другой народ – он бы после таких чудовищных войн потерял бы все силы к дальнейшему развитию.
Команда Рамзана Кадырова
А чеченцы, мобилизовав все силы, консолидировавшись вокруг своего лидера, не только возродили из пепла свою республику, не только взялись за возрождение своей традиционной культуры, но и начали масштабную реформу по адаптации этой культуры и своего общества к реалиям нового, информационного века.
Сама ситуация подсказал чеченцам неизбежность такой глубинной трансформации своего общества и своей культуры. Вместе с тем, этот процесс трансформации традиционной кавказской культуры совпадает со становлением чеченцев как современной политической нации.
И к этому оформлению в качестве политической нации чеченцы сегодня подошли намного ближе, чем остальные народы Кавказа…
Текст новости “flnka.ru”
СТАВРОПОЛЬЕ. За лихачество в нетрезвом виде будут судить тракториста
ЧЕЧНЯ. ЧР удостоилась чести стать лауреатом Национальной спортивной премии 2024 года
СТАВРОПОЛЬЕ. В регионе з-за опасного моста возбуждено уголовное дело
ЧЕЧНЯ. В Грозном открылся социальный центр для участников СВО
ЧЕЧНЯ. Республика получит доп. средства на социальную газификацию
Количество индивидуальных предпринимателей в РФ достигло 4,2 млн
ЧЕЧНЯ. Муслим Ахтаев стал серебряным призером чемпионата России