О спектакле, который разыграли перед Дюма в Чечне.
Как известно, Александр Дюма-отец в 1858-1859 гг. путешествовал по Кавказу. Заявленной еще в Париже целью этой поездки было интервью с имамом Шамилем. Однако российские военные чины и агенты охранки сделали все, чтобы эта встреча не состоялась, хотя чеченские старейшины дали Дюма разрешение посетить Ведено и Шатой. Российская сторона всеми силами старалась вызвать у всемирно известного писателя, чья оценка очень дорого стоила в Европе, чувство разочарования в горцах, рассказывая о "трусости" противника, о его "варварской жестокости" и проч., и надеясь, что Дюма перескажет эти небылицы своим читателям. Иными словами, российские военные и охранка проводили целенаправленную работу по дискредитации горцев и в первую очередь чеченцев.
Казалось бы, сама обстановка благоприятствовала этой политике. Во время посещения Дюма Нижегородского драгунского полка произошел случай, призванный пошатнуть уважение французского романиста к храбрости чеченцев. Когда Дюма, погостив у командира полка князя Дундукова-Корсакова и в полной мере вкусив радушие хозяев, собрался уезжать дальше в Дагестан, офицеры полка в сопровождении драгун и казаков решили проводить гостя, дав ему жеребца-иноходца. Один из сопровождавших Дюма офицеров Нижегородского полка А.П. Оленин вспоминает: "Вдруг послышались выстрелы в авангарде. Вихрем понеслись вперед наездники, драгуны и казаки. Справа и слева в отдалении показались конные чеченцы. Дюма словно преобразился. Во весь опор вынесся он с нами вперед, туда, где завязалась лихая перестрелка. То наскакивая, то удаляясь, горцы перестреливались с нашими. Во время схватки Дюма сохранил полное самообладание и с восхищением следил за отчаянной джигитовкй казаков. Вскоре горцы, обменявшись последними выстрелами, ускакали восвояси". Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. М.П. Хаккель (умер в 1929 году в возрасте 90 лет) бывший в 1880 году личным секретарем князя Дондукова-Корсакова, занимавшего в тот период пост главноначальствующего на Кавказе, со слов последнего рассказал об этом "нападении чеченцев" исследователю и большому знатоку Кавказа В.Д. Караганову.
Оказалось, что в роли чеченцев выступили переодетые драгуны, которые, дав казакам и драгунам пощеголять удалью перед заезжей французской знаменитостью, по поданному сигналу "трусливо ретировались", оставив на лесной опушке смоченные в бараньей крови тряпки.
(Из книги Супьянбека Шерипова "Александр Дюма-отец в Чечено-Ингушетии, или сто двадцать лет спустя", Грозный, 1981 г., стр. 49-51).