Дюма-старший был первым европейским автором, оставившим сообщение об удинах. До него об удинах после исчезновения под ударами арабов в VIII веке их государства Кавказской Албании было известно исключительно со слов армянских историков, о чём Дюма также упоминает.
За завтраком разговор зашел об удийцах. Что такое удьюхи? — спросите вы меня. Хотя и я подробно не знаю о них, но расскажу, что мне ведомо. Удьюхи одно из кавказских племен, но столь малочисленное, что сомневаюсь, чтобы оно значилось, в официальном перечне местного населения. Племя же это заслуживает внимания не менее всех других. Происхождение удийцев неизвестно; язык их, которою никто не понимает, не имеет сходства ни с каким иным языком [1]. Сами они теряются во мраке, который их окружает. Они называются уди в единственном числе, удийцы во множественном.
Мовсес Хоренаци в своей «Истории» говорит об удийцах, но не знает их происхождения, ни того, к какому виду следует отнести это племя. Армянский историк Чамчянц [2] упоминает об них в своей «Истории Армении», изданной и Венеции. Наконец, в прошлом году, один из членов русской Академии наук послан был из Санкт-Петербурга на Кавказ для сбора по возможности всех песен и памятников удийского языка; но он, сколько ни трудился, возвратился в Санкт-Петербург, не открыв ничего, заслуживающего внимания [3]. Удийцы состоят почти из трех тысяч душ; они сами не помнят, чтобы их было когда-нибудь более или менее. Они живут в двух деревнях: одна (называется Варташен) в сорока верстах от Нухи и состоит из ста двадцати грузинских домов, из ста армянских и шестидесяти девяти татарских. Вторая – в тридцати верстах от Варташена, по направлению к Шемахе. В ней триста армянских семейств.
Мы обозначаем население по религии, которую оно исповедует. Удийцы, не имея собственной религии, исповедуют одни греческую [4], другие мусульманскую. Я пожелал видеть хоть одного уди. Князь Тарханов немедленно распорядился отыскать, его и привести ко мне. Это был мужчина небольшого роста, смуглый, с живыми глазами, черной бородой, лет тридцати, по имени Сорги Бежанов [5]. Он состоял школьным учителем в Нухе. Я спросил его что думают сами удийцы относительно своего происхождения, и получил в ответ, что по общему их мнению они происходят от одного из внуков Ноя, оставшегося в Армении после потопа, и что язык, которым они пользуются, неизвестен современным народам по причине его древности,– он был, вероятно, языком патриархов. Я просил его сказать на удийском языке несколько первобытных слов, которые почти всегда имеют корни языков или предшествовавших или соседних, и начал словом бог. Бог,– я пишу не по орфографии а согласно удийскому произношению, – называется
бихаджух, хлеб –
шум, вода –
хе, земля –
кул. У них нет названия неба, для чего пользуются татарским
гег. Звезда значит –
хабун, солнце –
бег, луна – хаш. Оставшиеся от первых индийских войн [6] единственные два слова, произносимые по-индийски –
линг в мужском роде,
жени – в женском, выговариваются по-удийски в мужском роде кол., в женском— кут. Человек называется
адамар, женщина –
чубух. Как профан я сделал свое дело; я сорвал орех, а моему ученому другу Саси придется раскусить его.Я продержал у себя этого уди до обеда, но ничего не смог извлечь из него, кроме вышеприведенного.
[Цитата по: Александр Дюма "Кавказ". Изд. "Мерани". Тбилиси. 1988 год. Страницы 335 - 336]Примечания.1. Язык удин входит по современной классификации в лезгинскую группу семейства нахско-дагестанских языков и, как я предполагаю, лезгинам и хотя бы отчасти понятен.
2. Армянский историк Михаил Чамчянц (1738–1823) – жил в Венеции, автор «Истории Армении» с древнейших времен до 1780 года.
3. Переводчик книги на русский язык Н. Г. Берзенов сделал следующее примечание: " Сколько можно догадываться, Дюма говорить здесь о племени удинов, населяющих окрестности Нухи. Меры к изучению этого племени в одно время были приняты, но не Академией наук, а Кавказским географическим обществом. Был даже представлен словарь удинского языка, но чем все кончилось, неизвестно."
4. Дюма неточен. В те времена большинство удин принадлежало к Армянской Апостольской Церкви, однако же были и греко-православные удины. Проповедь среди удин Грузинская Православная Церковь вела в XI — XIII веках. У удин сохранилось предание о деятельности среди них в первой половине XV веке грузинского проповедника Иоанна. После присоединения территории компактного проживания удинов к Российской империи активизировалась деятельность и Российской Православной Церкви, да и некоторая часть удин изъявляла желание присоединиться к российскому греко-православию, чтобы избежать полной ассимиляции в армянской среде.
5. По всей видимости этот Сорги Бежанов был предком / родственником М. Бежанова, дореволюционного исследователя автора подробного этнографического очерка об удинах.
6. Что имеется ввиду под "индийскими войнами" мне непонятно. Встречал несколько древних письменных источников, где откровенно путают индийцев и мидийцев.
checheninfo.ru