«История кавказских народов говорит, что еще в V веке по Р.X. во времена владычества сасанидов (персы), нохчи дрались с персами, а потом, в XIII веке, они в объединительном движении кавказских племен мужественно отбивались от полчищ Чингиз-Хана, нанося потрясающие поражения монголам. Вот почему чеченский народ является "аборигеном кавказского монолита" и народом с интересным историческим прошлым.
Чеченцы более свободолюбивое, более героическо-рыцарское, веками демократизированное племя, чем другие племена Кавказа.
Объясняется это тем, отчасти, что у всех народов Кавказа есть сословное деление (князья, алдары, таубии, уздени и холопы), основанное издревле на принципе права сильного и подхалимстве слабого. У чеченцев нет сословий. Чеченец говорит: «У нас нет князей, нет и холопов». Войдя в глубину современного бытия этого народа, я нашел, что чеченец любит свои красивые утонченные обычаи — почитание седины и вообще старшего в летах, джентльменство к женщине и защита ее оружием, предупредительно вежливые взаимоотношения и снисходительность к слабейшему. Невероятное гостеприимство (чеченцы говорят: «гость есть посланник Аллаха»).
Углубляясь в историю движения кавказских народов и происшедших войн, как до Р.X., так и после, мы видим, что чеченцы никогда, в целях ли территориальных захватов, в целях ли порабощения той или иной народности, во имя своего милитаризма, войн не вели; они лишь мужественно защищались, отстаивая свои суверенные права».
[С. Бердяев. Чечня и разбойник Зелимхан. (Из далеких воспоминаний). Париж, 1932 г., стр. 14-15].