ДАЙДЖЕСТ: |
Действительно, как сказал Л. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Но в сегодняшней жизни несчастливых семей, наверное, гораздо больше, нежели счастливых… Беды бывают разные, но когда семья не имеет своего угла, постоянно скитается по съемным квартирам – это несчастье особого рода.
Благодаря заботе и вниманию со стороны Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова много внимания уделяется в республике благоустройству быта и решению социальных вопросов малоимущих семей. Эти его благородные дела постоянно освещаются в СМИ. Помочь всем в одночасье он тоже не в силах. Но есть уверенность: если бы он знал, как трудно живется семье Хавы Даудовой, он непременно помог бы.
Но все по порядку.
Жила семья. Полноценная семья, состоявшая из матери, отца и четверых детей. Проживали они в двух комнатах в одном доме с родителями по отцу семейства в поселке Старая Сунжа, ул. Дачная, 38, который до последнего времени входил в Грозненский район.
Но так как дом не принадлежал Даудову Рамзану, то комнаты, занимаемые его семьей, рано или поздно пришлось бы освобождать. Решив заиметь свой угол, Рамзан долго обивал пороги местной администрации, районного руководства и все-таки добился земельного участка для индивидуального строительства. Рамзан и Хава мечтали построить дом для своей семьи. Это подтверждено документально: решением Исполнительного комитета Старосунженского сельского совета от 30 апреля 1991 года Рамзану Даудову был выделен земельный участок в размере 1000 кв. м. Располагался участок в районе 6-го микрорайона Грозного.
Участок Рамзаном был огорожен. На части, предполагаемой отвести под огород, посадил саженцы. А также был составлен план застройки, который и сейчас имеется у Хавы, вдовы Рамзана Даудова. Заложили и фундамент под будущий дом. Но, как говорит, Хава, в связи начавшимися в республике бурными событиями, а также отсутствием работы, где можно было заработать деньги на покупку стройматериала, оттягивали и строительство дома.
Грянула война. 10 января в 10 часов утра 1995 года прямо на улице поселка без всякой причины федералы расстреляли Рамзана Даудова. Огромная беда пришла в семью…
Хава осталась одна с четырьмя детьми, старшей из которых было 14 лет, а младшему – несколько месяцев. Натянув пониже на голову траурный платок, Хава трудилась с утра до ночи, стараясь, чтобы её дети были сыты, обуты и одеты. Воспитывала их в строгости, учила не трогать чужое, уважительно относиться к старшим, почитать сверстников.
– 23 сентября 1999 года самолеты, налетая один за одним, начали бомбить Старую Сунжу. Снаряд угодил в дом свекра, где и мы проживали, – рассказывает Хава. – В одночасье мы лишились и крова, и всего имущества. В чем были, в том и покинули Старую Сунжу. Оказались мы в Ингушетии. Через семь месяцев вернулись в республику. Не знали, что делать, куда податься, и поехали в Ачхой-Мартан к моим родителям. Там тоже не очень-то было удобно стеснять родственников, и мы вернулись на развалины в Старую Сунжу. И с тех пор стали жить на съемных квартирах.
Если внимательно вглядеться в переписку и обратить внимание на адреса, куда направлялись Х. Даудовой ответы на её заявления, можно узреть разные адреса получателя: Ачхой-Мартан, ул. Горького, 28; ул. Горького, 20; ул. Нурадилова, 117; Старая Сунжа; Дачная, 38; Автобусная, 1; Батукаева, 5; Озерная, 3, кв. 22. Это адреса, где она с семьей все эти годы снимала жилье.
Вдобавок к тому, что семья осталась без жилья, не получила компенсации за потерю жилья и имущества, еще и участок, выделенный в 2005 году в бессрочное пользование Рамзану Даудову, был изъят, так как находился в черте земель, выделенных под строительство спортивно-оздоровительного комплекса, причем без выделения другого участка или квартиры.
И началось хождение Хавы по разным инстанциям с просьбой выделить её семье жилье или земельный участок.
У неё на руках ответы на её заявления от теперь уже бывшего главы администрации Грозненского района Ш. Жамалдаева, датированные от 03.02 2006 г., от 18.08.2006 г., 24.01.2007 г., 26.01.2007 г., 24.05.2007 г., 02.07.2007 г., 19.11.2007 г.. И во всех ответах Ш. Жамалдаева один ответ: «…знаем о жилищных проблемах вашей семьи. К сожалению, в районе нет свободного жилья. Мы обратились в Правительство ЧР с просьбой о выделении селу Старая Сунжа земель под строительство жилья. Надеемся, что данный вопрос будет решен положительно, после чего вашей семье будет выделен земельный участок».
Еще во многие инстанции разного уровня обращалась Хава. О выделении земельного участка взамен изъятого или жилья семье Хавы Даудовой ходатайствовал и М. Дадаев, бывший глава администрации Ачхой-Мартановского района.
После очередного обращения
Х. Даудовой к начальнику Департамента по работе с заявлениями и обращениями граждан ЧР Д.С. Кадырову, ею был получен ответ за подписью председателя Комитета имущественных и земельных отношений И.Б. Булаева, где сообщалось: «…что в соответствии с п.2.
ст. 55 Земельного Кодекса РФ, принудительное отчуждение земельного участка для государственных муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости участка на основании решения суда». После этого её обращения администрация с. Старая Сунжа от 08.08.2007 года Распоряжением № 14 решила выделить семье Даудовой Хавы земельный участок в размере
0, 1, в районе лесного массива (направление н.п. с. Беркат-Юрт). Но это оказалось только на бумаге. Земельный участок семья так и не получила до сих пор.
И, наконец, в 2007 году, сжалившись над бедной семьей, Жамалдаев в селе Старая Сунжа, ул. Озерная в доме
№ 3, выделил семье однокомнатную квартиру размером 15 кв. метров. В этот период старшей дочери Хавы было 26 лет, второй девочке 17 лет, мальчику 16 лет и младшему – 13. Вот так решился жилищный вопрос семьи Даудовой Хавы. О нормальных жилищных условиях семьи нет и речи. В одной комнате, где жилая площадь по нормативу не соответствует и проживанию даже одного человека, несколько лет ютится семья из пяти человек, где дети – два мальчика и две девочки. О каком соблюдении вайнахского этикета может быть речь при таких неудобствах!
– Дети,– как говорит Хава,– спят и в кухне на полу и в прихожей. Уроки делают поочередно, в гости никого не приглашаем, потому что негде ни посадить, ни пообщаться.
И предоставленную семье однокомнатную квартиру, якобы взамен изъятого участка, вряд ли можно назвать равноценным возмещением?!
Хотя старшая дочь уже живет отдельной семьей, но подрос сын, которому исполнилось 22 года. Ему пора обзавестись своей семьей, но этого нельзя сделать потому, что не позволяет жилье. А снимать квартиру нет средств.
Вот и ходит Хава Даудова от инстанции к инстанции, прося для своей семьи соответствующую жилплощадь или земельный участок взамен изъятого.
Недавно Х. Даудова побывала в нашей редакции с просьбой опубликовать на страницах газеты её письмо, адресованное Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, в надежде, что, узнав о её жилищной проблеме, он непременно ей поможет. Но, зная о постоянной занятости Рамзана Кадырова глобальными вопросами, я решила, что вопрос Х. Даудовой могут и обязаны решить инстанции, в чьи служебные обязанности входит решение подобных вопросов и со страниц газеты обратиться к ним: будьте милосердны, помогите семье!
Свое письмо Хава заканчивает словами: «Ни за невинно расстрелянного отца моих осиротевших детей, ни за разрушенное жилье, ни за потерянное имущество я никакой помощи не получила от государства. Не считаясь со скромностью, говорю, что я одна вырастила четверых замечательных детей. И не хотела бы, чтобы они искали свое счастье и пристанище за пределами республики, а жили там, где жил их отец, у себя на родине. А для этого прошу кусок земли, где они могли бы построить дом и чувствовать себя полноценными гражданами своей республики».
Все счастливые семьи, наверное, думают, что все счастливы, как они. А тем временем вокруг нас столько несчастливых семей. Да поможет им Всевышний!
ЧЕЧНЯ. АО «Чеченэнерго» призвал потребителей к платежной сознательности
ЧЕЧНЯ. РОФ им. А-Х. Кадырова закупил оборудование для школ Наурского района
ИНГУШЕТИЯ. С 18 по 24 ноября неделя борьбы с антимикробной резистентностью
ИНГУШЕТИЯ. В школах Ингушетии в 2024 году открылись шесть центров «Точка роста»
ЧЕЧНЯ. В Шелковском районе прошел конкурс народного танца имени Махмуда Эсембаева
ЧЕЧНЯ. В с.п. Знаменское прошел турнир по футболу «Кубок Надтеречного района» .
ЧЕЧНЯ. В аэропорту Грозного встретили участников финала «Большой перемены»