ДАЙДЖЕСТ: |
- По итогам поездки на виноградники и винодельческие комплексы как бы вы оценили современное состояние азербайджанского виноделия?
- В Азербайджане мы увидели плоды работы, которая ведется последние десять лет. Винодельческая отрасль очень долгосрочная, там медленно достигается результат, но за 10 лет было сделано очень много. Лоза растет достаточно долго, и проблему не решить дополнительным финансированием или какими-то сверхусилиями. С посадки до прихода урожая проходит три года. Дальше начинаются эксперименты: как тот или иной сорт приживается в конкретном месте, как его лучше выдерживать, когда лучше снимать, как лучше обрабатывать. Все очень долгая история проб и ошибок. Между тем, у Азербайджана большой потенциал в этой отрасли - прекрасные терруары для качественного виноделия. Мы пробовали винодельческую продукцию очень высокого уровня, но говорить о системном прорыве пока не приходится. Может пройти еще 10-20 лет пока в отрасль придут не только крупные бизнесмены, но и средний, мелкий бизнес, фермеры подключатся.
- Насколько азербайджанский климат, по вашей оценке, благоприятствует виноделию?
- Еще при СССР здесь была сильная школа крепленых вин, и мы видели эти образцы, в том числе "Гянджа Шараб". Большой объем крепленого вина 1990 года сейчас продается под брендом Hillside Classico. Это вино почти 30-летнее, в великолепной форме, с потрясающей структурой и великолепным ароматом. На сегодняшний день это, наверное, лучшее крепленое вино Азербайджана. Хотя мы пробовали и другие очень интересные вина - крепленый мускат, вино в стиле мадера. Словом, школа сохраняется, чему способствуют терруары Азербайджана. Высадки сортов, которые набирают очень много сахаристости, все технологические операции, связанные с креплеными винами, здесь хорошо отработаны.
С сухими винами другая история. Со времен Советского Союза не было школ качественного виноделия. Все было направленно на производство массового продукта, достижения максимальной урожайности, максимальной быстроты выпуска продукта. Поскольку школы сухих вин в Азербайджане нет, было принято очень правильное решение - приглашать иностранных специалистов с хорошим бэкграундом работы, итальянцев, французов. В Азербайджане 11 климатических зон. Исмаиллы, Кировабад, Джалилабад, Товуз на границе с Арменией сильно различаются по климату и почве. Есть территории, где недостаточно влаги, но есть почвы с хорошим дренажем. Виноделы, которые 10 лет работают над поиском хороших терруаров и подходящих сортов, уже добиваются результатов.
Приглашенные специалисты привыкли работать с международными сортами, с французскими в основном, по которым накоплена серьезная научная база. Где их высаживать, как обрабатывать, где подрезать, когда собирать, что делать в течение сезона, что делать в погребе - все это проработано до мелочей. Но нужно работать и с местными сортами, поскольку без них у страны не будет своего лица на винодельческом ландшафте. Мне называли десяток азербайджанских сортов, над которыми можно работать, но пока их нет в коммерческом производстве.
Очень большую работу проводит винодельня ASPI Winery (бренд Savalan). Это команда с правильным подходом. Они не просто взяли черенки сортов, размножили и посадили. Они пригласили специалистов, объездили Азербайджан, нашли разные места, где эти сорта сохранились, взяли разные черенки, провели селекционную работу, отвезли их в серьезные европейские питомники с огромной базой и практикой. Там провели клональную селекцию, очистку от вирусов, очистку от других болезней. Лишь через 10 лет они получили первые черенки, которые можно высаживать. Сейчас начнется работа по экспериментированию с тем, какие локальные азербайджанские сорта будут давать лучший результат.
- Есть ли у азербайджанских вин перспектива занять достойную нишу на российском рынке?
- На любом рынке, а не только на российском. Рынок вина не однообразен, есть сегменты. Очевидно уже, что сейчас азербайджанское вино хорошо продается в базовом, самом нижнем сегменте. Это дешевые вина. За 2018 год экспорт увеличился на 70%. Экспорт растет с небольших цифр, но он практически удвоился в базовом сегменте. В России в связи с уменьшением доходов населения наблюдается повышенный спрос на такие дешевые, демократичные вина, и Азербайджан в этом сегменте чувствуют себя хорошо, имея возможность наращивать объемы экспорта этих вин. Однако это очень капризный и ненадежный рынок, потому что здесь конкуренция идет исключительно по цене.
Устойчивую позицию на российском или международном рынке любая страна (в том числе Азербайджан) занимает в тот момент, когда появляются какие-то новые сущности на рынке, например новый сорт, который нигде в мире больше воспроизвести нельзя. К этому и надо стремится. Это качественное, премиальное виноделие. По цене такие вина вряд ли смогут конкурировать с лучшими винами Италии, Франции, это будет средний ценовой сегмент, но именно там надо бороться, создавая в диапазоне от 1000 до 2000 рублей премиальные продукты. Для этого нужно постоянно вести поддерживающую коммуникационную политику, которая бы подавала сигналы винодельческой отрасли о том, что есть новый сорт, что есть еще один уникальный азербайджанский терруар, что появилось новое вино, которое обладает уникальными органолептическими характеристиками. Естественно это надо увязывать с кухней, с туризмом. Тогда все в целом может заработать.
- А каковы, на ваш взгляд, перспективы энотуризма в Азербайджан для россиян?
- Они огромны. Мы видим пример Грузии, которая буквально взорвалась с точки зрения туризма, экспорта вина. Правда, экспорт грузинского вина всегда был на высоте. Во время эмбарго наблюдался большой провал, но после его снятия Грузия очень быстро наверстала упущенные возможности на рынке. Грузия стала модным туристическим направлением, и я не вижу причин, по которым Азербайджан не включился бы в ту же самую волну любви к Кавказу, к кавказской кухне, к кавказскому гостеприимству, к кавказским винам. Нужно мыслить немножко шире и включаться в общекавказский туристический поток. Дружить надо всем. Сорта ркацители, саперави не нужно делить - это кавказские сорта. Я мечтаю, чтобы появился фестиваль кавказских вин, в которым бы участвовали и Грузия, и Армения, и Азербайджан.
- А республики Северного Кавказа?
- Дагестан.
ЧЕЧНЯ. Чечня и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в сфере онкозаболеваний
ЧЕЧНЯ. Для обеспечения жильем детей-сирот в регион направят 1,3 миллиарда рублей
ЧЕЧНЯ. Ахмед Хазбулатов стал чемпион мира по универсальному бою
ЧЕЧНЯ. Фонд Кадырова премировал победителей фестиваля-конкурса «Орфей- 2024»
ЧЕЧНЯ. Продолжается фестиваль студенческого творчества «Золотая осень»
ЧЕЧНЯ. Чеченский студент вышел в финал XV Международной цифровой олимпиады «Волга-IT'2024»