ДАЙДЖЕСТ: |
Значительным шагом в этом направлении стала пятидневная поездка российских экспертов и журналистов по регионам Азербайджана, традиционно ориентированным на сферу виноделия. Миссия была организована торговым представителем Азербайджана в России Русланом Алиевым, при поддержке Ассоциации производителей и экспортеров вина Азербайджана и Общественной организации развития туризма и поддержки национальной кулинарии Азербайджана. Собственно эта поездка, а ее результаты начинают проявляться в обзорах отраслевых российских изданий, стала поводом поговорить о виноделии как отдельной системной отрасли в контексте аграрной политики и о перспективах развития малого и среднего бизнеса, как в Баку, так и в регионах Азербайджана.
Журналисты ознакомились с изысканными блюдами национальной кухни от лидерских заведений с лучшими шеф-поварами. Особенность дегустационной миссии в том, что она не только дает представление непосредственно о самих товарах этой сферы. Эксперты знакомятся с объектами туриндустрии, видят инфраструктуру страны, ее дороги, города, знакомятся непосредственно с людьми в компаниях производителей, зачастую это малый и средний бизнес, наконец, получают представление о культуре и национальном характере. Один из результатов миссии - репортаж Дарьи Касьяновой, ведущей программы "Винная Карта" на радиостанции "Серебряный Дождь".
Совокупность точечных решений
Можно ли одновременно привлекать туристов, наращивать экспорт и развивать аграрную инфраструктуру? Виноделие - одна из отраслей, где такой системный подход достаточно быстро показывает результаты. Удачный опыт Австралии, Чили, Аргентины, Таиланда, Новой Зеландии, соседней Грузии, с учетом индивидуальных экономических особенностей уже применяется в Азербайджане, в сочетании с грамотными технологическими и управленческими инновациями.
Пока о получении крупных доходов, сопоставимых с государствами Южной Америки, говорить не приходиться. В 2017 году экспорт азербайджанской винной продукции принес $6 млн, что вдвое превышает показатели 2016 года; большую часть дал российский потребительский рынок и на один миллион долларов закуплена продукция китайскими покупателями.
Для гармонизации развития отрасли необходимо решить несколько задач:
- Подготовка кадров
Учитывая площади закладываемых виноградников, в перспективе 3-5 лет Азербайджану потребуется достаточно много подготовленных специалистов в этой отрасли. Сейчас эта проблема компенсируется экспатами - специалистами из Франции и Италии, Болгарии и Грузии.
- Программа закупки оборудования
Азербайджан имеет климатические возможности делать если уж не "великие" вина, то популярные "ординарные", натуральные и качественные в промышленных масштабах. Уже сейчас в рамках механизма поощрения экспорта около 45% бюджетных выплат приходится на долю закупок технологических линий производителей вина и других алкогольных напитков.
- Обеспечение собственным виноматериалом
Госпрограмма акцентирует внимание на этой задаче. За последние десять лет площадь виноградников удалось увеличить почти в два раза. Отрасль имеет неплохую рентабельность. Но вложенные средства окупятся не раньше, чем через 7-8 лет.
- Создание системы зонирования
Азербайджанские терруары (сочетание климата, почвы и фактора человеческого присутствия) для виноделия обладают интересными особенностями, каждый из них уникален в Гяндже, Гейгеле, Габале, Исмаиллах и в других районах. Специалисты подчеркивают необходимость составления карты азербайджанских аппельянсов. В их границах будет осуществляться производство вин с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Получение лицензии ЗНМП даст виноделам возможность производить продукцию с соответствующей маркировкой из винограда, выращенного в границах созданных зон. Это дополнительный импульс для продвижения азербайджанских брендов.
- Сочетание туризма и виноделия
Необходимо создание специальных туристических маршрутов в основных винодельческих районах. Скажем, в Краснодарском крае действует порядка 80 "винных маршрутов". В Азербайджане этот вид туризма только набирает обороты.
По оценкам специалистов, это увеличивает доходы виноделен на 10%. И опять же, работает на становление национальных коммерческих брендов и общестрановой имидж.
Остановимся как раз на этой сфере. Важнейшая составляющая в продвижении национального бренда в сфере туризма, гастрономического рынка, и аграрного экспорта - информационная политика. Ноябрьская миссия российских СМИ в Азербайджан собрала такие издания как: The Village, It`sMyWine, InstaFoodpassion, "Вино и Около", "Серебряный дождь", "Афиша Еда", "Телеканал 360".
Журналисты продегустировали продукцию брендов "Shirvan Wines" (винодельческий комплекс ООО "Ширван шараблары", где в сотрудничестве с французскими специалистами производятся вина марки "Месари", был открыт в августе 2018 года), "Abşeron Şərab", "İsmayıllı Şərab-2", "Savalan", "Göygöl Şərab", "Yarımada", "Cəlilabad Şərab-2", "Marandi" "Gəncə Şərab-2" (в 2018 году продукция завода, десертное вино 1990 года Hillside classico, получила высшую премию - Большую золотую медаль на Международном дегустационном конкурсе Black Sea Region Wines&Spirits Contes).
Кроме Шемахи, дегустаторы посетили регионы городов Исмаиллы, Габала, Мингячевир, Гейгель, Гянджа, где расположены винодельни местных сортов. Но главное, живое общение с людьми – энологи, агрономы, технологи, местные специалисты и специалисты из Европы, делились с журналистами опытом и видением развития отрасли.
Свои впечатления об Исмаиллы Шараб-2, на странице в Фейсбуке излагает винный эксперт и журналист, член Ассоциации винных писателей Василий Расков: "Андреа Улива, флорентиец, талантливейший винодел Chabiant Winery в районе Исмаиллы. Чистейший, звонкий, ясный баян шира (местный совершенно неароматичный белый сорт с очень хорошей кислотностью), оживляющий рецепторы подобно колодезной воде. Плотный, спелый, многослойный а ля цинандали бленд ркацители и мцване. Элегантнейшая, с цитрусами и цветами розовая мадраса. И лучшее пока что красное вино Азербайджана — Chabiant Saperavi Cabernet Sauvignon 2016. Мастер, чего уж там. Бывший винодел Fireland, десятый год подвижничествует на азербайджанской земле. Еще чуть-чуть и сделает моносортовую мадрасу".
Уже около 10 лет итальянские энологи помогают делать прекрасные премиальные вина в ASPI Winery (бренд Savalan). Василий Расков расспрашивает ведущего энолога винодельни Даниэла д’Андреа по поводу местных сортов:
"А что с автохтонами? Я приезжаю на виноградник мадрасы, мне говорят: это мадраса, я иду по рядам и вижу то мадрасу, то не мадрасу, то вообще белый сорт. Вместе с сотрудниками Rauscedo (итальянский питомник) мы выбрали разные клоны азербайджанских сортов, провели анализ ДНК, очистку от вирусов. Больше десяти лет ведется работа, и мы еще только на полпути. В ближайшие годы мы высадим первые виноградники из автохтонов, нам понадобится еще десять лет, чтобы понять, как с ними работать. Но это будет проверенная стопроцентная мадраса, проверенный баян шира".
Каким образом сочетается виноделие и туризм?
Туроператоры Азербайджана направляют в регионы потоки туристов по отработанным направлениям, включающим ознакомление с широким списком нематериального культурного наследия. В частности, ЮНЕСКО признало таковыми праздник Новруз, азербайджанское ковроткачество, искусство игры на таре, мугам и ашыгское искусство. Недавно его дополнил и човган, древняя конноспортивная командная игра, запечатленная даже на средневековых азербайджанских миниатюрах, прародитель современного конного поло. Дегустируя вина Исмаиллинского района невозможно обойти вниманием село Ивановка, с современным укладом традиционных поселений русских молокан - многие испытывают реальное потрясение удивляясь таком необычному сочетанию в преимущественно исламской стране.
Одна из записей Василия Раскова об этом парадоксальном регионе: "Василий Иванович, председатель колхоза села Ивановка, единственного действующего колхоза на постсоветском пространстве, пожаловался, что на мадрасе особо не заработаешь, молоко выгодней. Молоко и молокане - одно целое. 250 гектаров мадрасы, высаженные в 1956 году. Предыдущий председатель этого духоборческого колхоза имени Трудового Красного Знамени Николай Васильевич Никитин, не дал вырубить ни одного куста в пору сухого закона. И в лихие 1990-е молокане свою мадрасу полностью сохранили. Азербайджанский виноградник сократился в 30 раз, тридцать! С 274 000 га до 8 000 га к 2008 году, а в Ивановке как было 250 га мадрасы, так и осталось. Правда молоканское правило все хранить работает и в обратную сторону. Азербайджан благодаря президентской встряске удвоил площади виноградников за 10 лет, в основном за счет французских сортов, высаживаемых французскими и итальянскими агрономами, а в Ивановке как было 250 га мадрасы, так и осталось. Ряды редеют, но виноградник жив, ему 62 года. Главный источник черенков мадрасы новой волны азербайджанского виноделия"
Приезжая в Азербайджан человек знакомится с кухней и сервисом, но посредством этого с историей и культурой. Находясь за рубежом, потенциальные гости страны, получают информацию о стране и ее брендах через торговые фестивали, рестораны, обзоры в профильных изданиях.
Среди посетивших Азербайджан в 2018 году российские граждане занимают первое место (752 тыс. человек). Российские туристы составляют 31% всех иностранцев, приезжающих в страну. Общий темп роста числа туристов, прибывших в страну за последние 10 месяцев, составил 6,1%, а число туристов выросло с 2,277 млн человек до 2,416 млн человек.
Туристы тратят деньги в отелях, магазинах, собирают сувениры, посещают рестораны, ездят на экскурсии. Все это - в доход азербайджанского бюджета. Согласно отчету Центра анализа экономических реформ и коммуникации, за 9 месяцев 2018 года, по анализу банковских операций, иностранцы потратили около $590 млн (рост на 25%).
Частно-государственное партнерство
Виноделие в Азербайджане считается одним из перспективных направлений развития агропромышленного комплекса страны в целом. Проект развития отрасли в целом подробно описан в "Госпрограмме по развитию виноделия в Азербайджане на 2018-2025 годы". Она предусматривает ряд мер по ускорению закладки новых плантаций, благодаря чему к 2017 году их общая площадь составила около 20 тысяч гектаров (ежегодные сборы урожая доведены до 150 - 170 тысяч тонн).
Одна из целей - повышение качественных характеристик сырья для производства вин и бренди, а также формирование высокопродуктивной и рентабельной технологической базы, которая должна привести к росту конкурентоспособности винодельческих предприятий страны на мировом уровне.
В определенной мере поставленные задачи удалось осуществить в период реализации двух последовательно сменивших друг друга госпрограмм регионального развития. Так, в течение 2005-2012 годов отведенные под лозу площади удалось расширить с 9 до 16 тысяч гектаров.
Параллельно с ростом сырьевой базы увеличиваются объемы производства вин и бренди. В 2018 году экспорт винных товаров вырос на 43% (данные январь-октябрь). Производство бренди выросло в 4 раза, виноградных вин – на 39,88%, безалкогольных напитков на 22,5%.
Государственно-частное партнерство набирает обороты.
Власти взяли на себя ведущую роль по перезапуску всей отрасли виноделия и виноградарства.
Крупный бизнес, почувствовав подходящие условия поддержки, включился и создал цепочку производства: от высадки виноградников, до установки современного технологичного оборудования и приглашения высококлассных специалистов из Европы.
Есть множество примеров, когда европейские специалисты изучают традиционные местные сорта винограда в сотрудничестве с азербайджанским Научно-исследовательским Институтом виноградарства и виноделия, определяют влажность почв (среднегодовой уровень осадков), химический состав, проводят оценку ДНК сортов, пытаясь восстановить утерянные культуры. Как говорят специалисты, в Азербайджане - простор для творчества и выбора: на одной винодельне можно высадить сорта "Ркацители", "Баян-Шира", "Мадраса", на другой - лучше себя покажет "Саперави", и так далее.
В свою очередь, средний и малый бизнес начал разворачиваться к возрастающему потоку въездных туристов. Повсеместно открываются миниотели, хостелы, гостевые дома, рестораны, придорожные кафе, и такое новое явление в азербайджанской индустрии гостеприимства как HoReCe – сочетание услуг гостинцы и ресторана. Один из таких объектов миссия журналистов посетила в Баку - винный бар Кефли.
Набирает обороты и такая тенденция туриндустрии, когда дегустация на винодельне сочетается с аграрной продукцией местного производства - сыры, джемы, выпечка, мясная продукция. Все это создает незабываемый колорит.
Кстати говоря, именно на этот сегмент малого производства для туристов рассчитаны многие проекты, осуществляемые ABAD (Государственными центрами упрощенной поддержки семейного бизнеса). Индивидуальным хозяйствам, по сути отдельным семьям, выдается в лизинг необходимое производственное оборудование в виде контейнеров-моноблоков, предназначенных для минипроизводства (это может быть джем, сыр, или колбасные изделия).
Качественный винный тур, как часть индустрии гастрономического туризма – это настоящее погружение в жизнь страны под аккомпанемент рассказов об истории, вине, еде и культуре. Винодельческие страны мира давно развивают этот вид туризма. Компании, производящие вино, объединяют усилия с туроператорами, фермерами, отельерами и рестораторами, в результате появляется новый ресурс, от которого получают выгоду все – как потребители, так и производители. Комбинирование национальной кухни и местных сортов вина с пространственным восприятием географии страны и погружением в ее историю - именно такое сочетание будет привлекать внимание и постоянно будировать интерес к Азербайджану.
ЧЕЧНЯ. В чеченской столице прошла церемония закрытия VII Международного фестиваля-конкурса «Орфей»
Ю.ОСЕТИЯ. Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции
ЧЕЧНЯ. В регионе представлен новый начальник пограничного управления
ЧЕЧНЯ. Министр культуры региона поручил устранить технические недочёты в Центре народного творчества
ЧЕЧНЯ. Гудермес победил во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
ЧЕЧНЯ. Чеченский ФК «Драго» стал победителем Лиги чемпионов СКФО
ЧЕЧНЯ. Чечня и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в сфере онкозаболеваний