«Мы хотя бы дали людям возможность похоронить их близких по-христиански», – говорит британский спасатель Реджи Берри, глядя на могильные камни на кладбище над армянским Спитаком. 30 лет назад он с друзьями-пожарными прилетел сюда, чтобы спасать людей. Об этом рассказывается в материале
BBC к 30-й годовщине разрушительного землетрясения в Армении.
На кладбище на холме над Спитаком – надгробие за надгробием, семья за семьёй с одной и той же датой смерти: 7 декабря 1988 года. День, когда случилось землетрясение. Под многими надгробиями – те, кого нашел в развалинах Реджи Берри.
В декабре 1988 года на помощь Советскому Союзу примчались команды спасателей из многих западных стран. Среди них были и 23 пожарных из английского графства Ланкашир.
Двое членов того отряда - командир Пол Бёрнс и пожарный Реджи (Реджинальд) Берри - вместе с корреспондентами Би-би-си и Общественного радио Армении через тридцать лет снова приехали в Спитак.
7 декабря 1988 года за 19 минут до полудня страшный подземный удар уничтожил город Спитак и разрушил тысячи зданий в соседних городах на севере Армении. Землетрясение убило больше 25 тысяч человек в Спитаке, Кировакане (ныне Ванадзор), Ленинакане (ныне Гюмри), Степанаване и других городах и деревнях региона.
Это было время перестройки и открытости миру, и генеральный секретарь СССР Михаил Горбачёв - он в момент землетрясения был с визитом в США - призвал западные страны помочь советской Армении.
В Спитаке в первые дни после землетрясения был сильный мороз, и британцы прекрасно понимали, что если под завалами и оставались живые люди, то шансов выжить пять дней без тепла и воды у них было крайне мало.
Но надежда умирает последней. Бывали случаи, что людей доставали из-под завалов и через двадцать четыре дня... Поэтому ты всё равно надеешься, и подгоняешь своих людей снова, и снова, и снова в надежде, что всё-таки найдёшь кого-то живым», – говорит Пол Бёрнс, который до того работал на землетрясении в Италии в 1980 году.
«Мы были расстроены и подавлены, – признается Берри. – Какая-то надежда была, да, но... Никто же не мечтал откапывать трупы, правда же?»
Но именно этим и пришлось заняться.
«Останавливаешься оглядеться – и видишь море развалин, а между ними - маленькие группки выживших. Люди жмутся к кострам из оконных рам и тому подобного, бродят явно в шоке, – вспоминает Бёрнс. – И эти люди постоянно подходили ко мне с фотографиями своих близких, показывали, где они могли быть».
Британцам особенно запомнилось, как хорошо держались, с каким достоинством вели себя многие из тех спитакцев, чьих близких они откапывали из развалин.
В одном месте люди в момент первого толчка стояли на улице в очереди в банк - и здание упало прямо на них. Британцы одного за другим откапывали стоявших в этой очереди и укладывали в гробы. За их работой, стоя на куче обломков, наблюдала одна девушка.
«Мы закончили где-то в два или три часа ночи. Она подошла ко мне и спросила, не могут ли мои пожарные открыть для нее гробы, потому что она ищет маму, - вспоминает Бёрнс. - И в третьем или четвёртом гробу она нашла свою мать. Она лежала там с сумочкой, пожилая дама, точно такая же, какие стоят в очередях в банк по всему миру. И эта девушка - она обняла по очереди всех моих пожарных, она всех поблагодарила, у нее хватило на это сил!»
Два старика, два бывших пожарных из английской провинции, бродят по Спитаку и пытаются найти среди новой застройки места, где они работали тридцать лет назад. Это трудно, но у них получается. Помогает, кроме прочего, то, что улицы остались там, где были до катастрофы.
Вот тут на углу - стоя на перекрестке, рассказывает Реджи Берри - был многоэтажный дом, а в подвале находилось какое-то детское учреждение.
Одна женщина круглосуточно сидела рядом, пока англичане раскапывали завал. Её ребёнка тогда так и не нашли. Но она все равно подарила пожарным две банки компота. Сказала: «Это все, что у меня есть. Спасибо, что попытались мне помочь».
В Спитаке британских друзей встретил Самвел Матосян. Сейчас он директор местного Дома культуры, а 30 лет назад был директором одной из спитакских школ.
Самвела завалило в его кабинете, голова и рука оказались зажаты между обломками, рука сломана, но он выжил. Очнулся, самостоятельно освободился, выбрался из развалин и вместе со всеми занялся спасательными работами. А через пять или шесть дней познакомился с британцами.
Самвел припоминает, что случайно зашел в палаточный городской штаб, и там, у партийного руководителя Спитака Норайра Мурадяна, как раз были британцы.
«Он позвал меня: вот, как раз ты - директор, учитель, знаешь, где находятся все школы. Проводи вот эту бригаду, пусть они проводят поисковые работы».
И Самвел повел британцев по развалинам школ и детских садов - искать тела детей.
Потом, уже позже, британские пожарные привозили в Спитак гуманитарную помощь, сборные домики, деньги на которые дала армянская община Манчестера (в этих домиках живут до сих пор), всякий раз встречались с Самвелом, он сам ездил в гости к ним в Англию - в общем, стали друзьями.
Но это всё было в девяностых, прошло много лет, и Самвел очень, очень рад, что Пол и Реджи, которым теперь 75 и 69 лет, смогли приехать ещё раз.
Ещё один спутник британцев в Спитаке - москвич Георгий Шабад. Сейчас он - солидный и немолодой бизнесмен, а тогда был 19-летним студентом-математиком, коорый примчался вместе с тысячами других советских студентов-добровольцев помогать пострадавшим от землетрясения. Георгий, хорошо говоривший по-английски, нашел палаточный лагерь британцев и стал их переводчиком.
Они, профессиональные спасатели, вместе с коллегами из ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии и других стран, сначала просто своим примером, а потом снаряжением и организацией обучения помогли создать в Армении высокопрофессиональные добровольческие спасательные отряды.
checheninfo.ru