ДАЙДЖЕСТ: |
Кавказом назывался в древние времена лишь участок, где жили предки вайнахов:
...В своде древнегрузинских летописей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии»), составление которого приписывается монаху Леонти Мровели, сообщается, что легендарный первопредок нахских племен Кавкас, седьмой сын прародителя всех коренных кавказских народов Таргамоса, пришел в страну, названную по его имени Кавказом, с юга, «от границ Ассирийской земли». В средневековой грузинской традиции Кавказом назывался не весь регион между двумя морями – Черным и Каспийским, а лишь центральная горная его часть, населенная вайнахскими (нахскими) племенами. О заселении Северного Кавказа предками вайнахов «Картлис цховреба» сообщает следующими словами:
«Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки (то есть Волги), что впадает в море Дарубандское (Каспийское море). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух – Лекана и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломеки (то есть Терека; грузинская летопись приводит здесь древнее вайнахское название этой реки: Ломекки, т.е. Ломе Аьккхе Хи – «горная река», вайнахи неэтнического происхождения называли ее Ломе Хи, согласно источникам полевой информации), к северу – до Великой реки Хазарети. Кавкасу – от реки Ломеки до рубежей Кавказа на западе».
И область и реку чеченцы помнят до сих пор. Эту реку горные чеченцы и равнинные называют священой рекой древненохчимахкахойской страны Лом Екка(Ломе Аьккха), отмеченной у Далгата и Ильясова:
Таким образом, грузинские летописи свидетельствуют, что леки (дагестанцы) и вайнахи (кавкасиане) были первопоселенцами на Северном Кавказе и граница, их разделяющая, пролегала по течению Терека (Лом Аьккхе Хи, кстати аккинцы гелатхой еще до выселения имели под Казбеком, рядом с истоком реких терек свое поселение):
Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были представители тейпов Пешхой и Цечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Баш-лам (Казбека) есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аки-лам(диалекты: Ломе Аьккх, Аьккхе Лам и др.), там некогда жили предки чеченцев — лам-кристи (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев(не одного лишь рода аккий). Четырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой (Пешхой) и Цечёй .
В газете «Терские ведомости» за 1870 год помещена интересная заметка, в которой сообщается предание об основании древней страны в верховьях рек Гехи, Аргуна и Ассы, берущих начало в отрогах Акки-Лам.
Индарби Бызов: ...По аккинским тептарам их прародина находилась в районе горы Казбек и занимала территорию Дарьяльского ущелья. В 1118 г. по приглашению грузинского царя через Дарьял в Грузию прошли орды половцев... Совершенно верно, учитывая грузино-половецкое союзничество. Второй родиной аккинцев стала местность, известная сейчас под названием Лам-Аьккха и расположенная в западной части Чечни.
Дальнейшая их миграция под давлением кочевников (возможно монголов) достигла Ножай-Юртовского района современной Чечни.
IАВХАР
Территории, на которых поселились аккинцы , были населены в древности вайнахским племенем Iавхар, о котором упоминал еще Геродот (V в. до н.э.) под названием авхат. Так что аккинцы были не первыми чеченцами, освоившими эти земли. Археологические материалы III в. до н. э. - первых веков н. э. из раскопок в Булан-Су, Хазар-Кала, Новолакском, Яман-Су и др. говорят о том, что земли эти в тот период были заняты вайнахами. Так городище Хазар-Кала (ГIазар-ГIала) возникло в I в. до н. э. В IV в. вокруг городища был воздвигнут вал, что говорит о возникшей опасности со стороны степей. В VII в. крепость пала под ударами хазар, которые вскоре на этом же месте заложили свое укрепление. Однако местное ауховское население не исчезает, а входит в состав Хазарского каганата. Сирийский источник «Хроника Захария Ритора» упоминает народ аугар под 555 годом н. э.
Многие этнические тайпы вайнахов упоминают о своей легендарной прародине(орстхой, галай, беной, эрсной и др.)
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство
АСТРАХАНЬ. 68% бюджета Астраханской области на 2025 год направят на социальную сферу
СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы