Сегодня о Хрущеве говорят много и по разному. Но нельзя не отметить, что в судьбе вайнахов эта личность сыграла судьбоносную роль! Именно с его приходом к власти и начался медленный процесс реабилитации чеченского и других народов и процесс демонтажа сталинского режима репрессий и насилия. Именно с его подачи Политбюро ЦК КПСС рассматрело вопрос о реабилитации депортированных народов.
Рассказывают, что некогда (уже после выселения чеченцев и ингушей), выступая на многотысячном митинге Берия демонстративно закурил папиросу, стряхнул пепел на ладони и сильным выдохом развеял вокруг. При этом грозно спросив, можно ли этот пепел собрать заново, заявил: «Чеченцев, ингушей мы так разбросаем по стране, что их заново собрать не удастся никому и никогда».
По иронии судьбы Берия расстрелян как враг народа, а вайнахи вернулись … Примечательно, что вместе с ним были арестованы и расстреляны его подручные исполнители нашего выселения Кабулов, Меркулов, Абакумов и другие. В данном случае Всеобщий Закон Возмездия по воле Аллаха сработал сполна.
Крупные политические меры, предпринятые Н. Хрущевым с присущей ему энергией и мужеством против воли сталинского Политбюро в ликвидации культа личности Сталина и разоблачении всей преступной системы его властвования на протяжении трех десятилетий, создали обстановку и для исправления допущенных злодеяний по отношению к депортированным народам.
Разумеется, не всё шло гладко. Против выступали Молотов, Каганович и другие сталинские сатрапы. Это и не удивительно, ведь подпись Молотова, а не Сталина, стоит под Постановлением Правительства СССР от 17 октября 1943 года о выселении чеченцев и ингушей, его же подпись под Постановлением Совета министров СССР от 1948 года о лишении свободы спецпереселенцев за самовольный выезд из места проживания сроком на 25 лет. Разве он, второй человек во власти страны, и ему подобные хотели обречь себя, если не на физическую, то точно на политическую гибель?
Политическая воля, мужество, решительность и убежденность в невиновности депортированных народов позволили Никите Хрущеву преодолеть саботаж маститых и опытных в грязных делах оппонентов, буквально выбить в 1956 году решение Политбюро о реабилитации репрессивных народов. И вот, как результат этого решения, 9 января 1957 года выходит знаменитый исторический, судьбоносный для чеченского народа Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР».
Когда в 1958-м году в Грозном недовольные возвращением чеченцев люди подняли восстание с требованием остановить въезд чеченцев и отправить приехавших обратно, Н. Хрущев направил в республику секретаря ЦК КПСС Игнатова с твердым поручением: «Передайте, что Чечено-Ингушская АССР была, есть и будет Чечено-Ингушской, а те, кто не согласен с этим, пусть переедут в другие места, земли много, сможем и их трудоустроить». Когда Секретарь ЦК КПСС передал эти слова организаторам беспорядков, они поняли, что вопрос решен окончательно, бесповоротно и дальнейшие действия бесполезны.
Надо отдать должное творческой интеллигенции, деятелям науки и культуры, бывшим участникам партизанского движения даже во время гражданской войны, заслуженным и уважаемым людям среди спецпереселенцев, учащейся молодежи и многим другим, которые никогда не мирились со сталинским геноцидом, писали письма, телеграммы руководителям государства и группами из лучших и уважаемых людей выезжали в Москву на встречи с руководством страны.
Н.С. Хрущев был человеком воли, мужества, решительности, были у него, конечно, и недостатки. Прав был Федоров, когда писал в «Московских новостях»: «При всех своих недостатках, непоследовательности и т.д. Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершал настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда отважился на развенчание Сталина на XX съезде КПСС, арест Берия и реабилитацию миллионов невинных людей – живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов. Он создал условия, без которых нынешнее обновление не имело бы возможностей».