ДАЙДЖЕСТ: |
Корта когашка билла хьан - Голову к ногам (пусть) положат твою (прокл.)
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили...
Жесткое, по сути, наказание путем обезглавливания (как бы это не шокировало современников), которое к тому же является и разновидностью смертной казни, известно в мире с древнейших времен и не является изобретением вайнахов. К примеру, все в той же в средневековой Европе преступникам не просто отрубали головы, а даже выставляли их на всеобщее обозрение. Обезглавливание служило видом смертной казни на протяжении тысячелетий, а Французская революция поставила обезглавливание на поток, применив «малую механизацию» — изобретенную в те времена гильотину.. Более того, принято считать, что последняя официальная казнь путем обезглавливания в состоялась Германии лишь в 60-х гг. прошлого тысячелетия.
Тем не менее, в вайнахском обществе подчеркнутая суровость такого рода наказания (причем, не обезглавливание как разновидность смертной казни, а захоронение без головы) являлось ни чем иным, как попыткой подчеркнуть абсолютное неприятие антиобщественных поступков во избежание таковых в дальнейшем, потому что такого рода наказание считалось крайне суровым. Чего стоит тот факт, что в древности было принято считать, что в обезглавленное тело в любом случае душа не сможет вернуться и даже не сможет возродиться для новой жизни в этом или потустороннем мире. Кроме того, в философском плане обезглавливание представляло собой не просто потерю головы, а становилось символом потери разумного, рационального контроля. В общественном же плане этот суровый обычай являлся жесткой формой остракизма (всеобщего осуждения) и своеобразной попыткой принять превентивные меры во избежание повторения антиобщественных поступков.
Естественно, этот жесткий древний обычай давно себя изжил, а вот в языке сохранилось выражение, которое употребляется как проклятие в адрес человека совершившего какой-либо неблаговидный поступок.
Л. Гудаев
АЗЕРБАЙДЖАН. УЕФА разрешил Азербайджану продать лишь 40% билетов на матч с Эстонией
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП