ДАЙДЖЕСТ: |
Кай-бож суна, даьттан гуьмалк хьуна - Козел-баран мне, масла горшочек тебе.
Выражение - традиционная концовка многих чеченских сказок. Подобные стихотворные концовки представляли собой пожелание сказочника врагам или слушателям. (Ср. "урс -тур царна, ка-бож ваина"// "Ча - борз шех летта, даьттан гуьмалк ас йиъна" и т.д.). Пожелание "ка-бож" (козел-баран) и "гуьмалк" (уст. "чаша ,кувшин" с маслом") были не случайны.
Во первых, козел (бож )в древности у вайнахов являлся культовым животным. почитание которого восходило к тотемизму. Так например,согласно преданиям одно из древнейших божеств Тамыж-Ерды появилось впервые в виде белого козла. О особом почитании этого животного говорит и вайнахский орнамент, на котором нетрудно проследить имитацию рогов козла или оленя.
К почитанию козла можно отнести и праздник "Козлиное воскресенье", которое вайнахи справляли в древности накануне Нового года. На этом празднике стреляли в мишени с отметками "бож"(козел). Победителей награждали козлом и жертвенными сладостями.
Во вторых, как указывает краевед А.С.Сулейманов, по преданиям у вайнахов были вершины гор, которые служили своеобразным Парнасом (1уьйрие, Сандаха, Фэлга-лам), куда собирались лучшие сказители, певцы и сказочники. "Победители награждались длиннорогим козлом или бараном, а побежденный получал маленький горшочек с маслом. Отсюда можно понять природу и смысл древневайнахской поговорки, которой кончал сказочник свою сказку'.' (А.С.Сулейманов. "Топонимия Чечено-Ингушетии Грозный 1978г. ч 2 с.195)
Л. Гудаев
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря