ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Крестьянин всегда живет заботами об урожае и засуха - его враг, и поэтому обряды вызывания дождя имели особое и важное значение в жизни общества. Эти обряды имели разнообразные формы. Однако, практически во всех обрядах его участники исполняли специальную ту илим иную обрядовую песню, выражавшую пожелание дождя, богатого урожая, размножения семьи, причем, в каждом вайнахском обществе бытовал свой собственный вариант песни.
Земледельческая магия включала в себя такие приемы, как мытье и реке мотыг, одымление вспаханного поля перед посевом и др. Существовал также целый ряд верований в чудодейственную силу некоторых трав: к примеру, считалось, что если в период засухи раздувать одуванчики, то это непременно вызовет дождь.
Среди известных древних чеченских обрядов призывания дождя и пропахивание русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно женщины и мужчины. Мужчины собирались во дворе удачливого и почитаемого в селе человека, впрягались в плуг и протаскивали его вдоль и поперек русла речки. При этом все старательно обливали друг друга водой. Женщины, придя к речке, два-три раза протаскивали плуг по ее дну, при этом сами падали в воду и обливали друг друга. Затем женщины, "пахавшие реку", ходили по селу, а их одаривали деньгами или продуктами.
По старинному чеченскому поверью, надежным средством против засухи являлась и змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась также и ворона, поэтому, чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо.
Для вызывания дождя широко использовались и такие обряды, как общественные моления, манипуляции с костями из склепов, камнями и т. д. Так, считалось, что бросание камешков в реку, сопровождаемое чтением молитвы помогает вызвать дождь. Считалось, что вода, омывшая камешки, потечет к морю и вернется оттуда дождем. В горной Чечне в этом обряде участвовала обычно мужская часть населения. Старики во главе с муллой молились, а молодежь собирала камни-голыши. Камни складывали около грамотных жителей, умеющих читать Коран, которые нашептывали над ними молитву, а затем откладывали их в сторону. После этого молодежь сбрасывала камни в воду. Иногда эти камешки складывали в мешочек и опускали в воду. По окончании обряда резали жертвенных животных (саг1а даккхар) и устраивали общую трапезу.
Языческий смысл жертвоприношения имел и обряд призывания дождя, при котором в сильную засуху подростка наряжали как сноп зеленой травы, чтобы он изображал собой движущуюся копну (в Чечне их называли ”къаршкъули”, а в Ингушетии - ”муста гудург”. Ряженого водили под пение обрядовой песни с просьбой о дожде по улицам села, при этом все веселились, так как не было видно кто спрятан под травой. Ряженый тоже почти ничего не видел, так как голову его закрывали свисающие до земли ветки бузины или сноп конопли. Нередко для обряда использрвали мешок с отверстиями для глаз, покрытый травой.
КЧР. Рашид Темрезов: Юные жители Карачаево-Черкесии словом и делом поддерживают бойцов СВО
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ предотвратила теракт на Балаклавской ТЭС в Севастополе
Как лицам, получившим паспорт России за рубежом, не лишиться гражданства из-за присяги
АБХАЗИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВС РФ взяли под контроль населенный пункт Ровнополь в ДНР — Минобороны
КЧР. Рашид Темрезов обсудил с главой УФСН по КЧР Расулом Текеевым итоги совместной деятельности