КРЫМ. Скандальный закон о запрете хостелов и мини-гостиниц в жилом фонде Госдума может принять в более жесткой редакции уже в этом месяце. То, что владельцы тех самых хостелов когда-то стали спасением для жителей шумных коммуналок и обеспечили обреченных на «общак» отдельными квартирами, авторы нововведения к сведению не берут. Предприниматели предупреждают – это ничто иное как вредительство, причем в масштабах всей страны. Уничтожая малый бизнес государство буквально отправляет вчерашних отельеров в тюрьму.
Автор поправок – председатель комитета по ЖКХ Галина Хованская, утверждающая, что любые средства размещения, расположенные в жилом фонде, мешают остальным жильцам, настаивает на принятии закона. Изначально его планировали внедрить в жизнь еще в 2016 году, но ЧМ внес свои коррективы. Теперь «закон Хованской» может быть принят в этом месяце. Эксперты отмечают, что нынешняя редакция, стала еще более жестокой.
В целом поправки подразумевают табу не только хостелов и мини-гостинец, но и любую посуточную сдачу квартир. Внедрение законопроекта в жизнь станет очередным и мощным ударом для малого бизнеса. Открывать апартаменты под сдачу в многоквартирных домах станет возможным только в том случае, если средства размещения будут переведены в нежилой фонд, а также, если их владельцы смогут оборудовать отдельные входы, которыми будут пользоваться их клиенты.Это жесткое требование позволит сохранить только средства размещения под сдачу на первых этажах. Правда, это лишь формально – многие не закроются, а уйдут в тень.
Заложниками ситуации станут не только предприниматели, но и любители путешествий – ведь нововведение подразумевает, что снять апартаменты в доступном ценовом сегменте будет невозможно. Экономический ударный ответ получит и само государство, налоговые отчисления в бюджеты из этой сферы бизнеса сократятся до минимума, ведь в отчие от тех, частников, которые сдают посуточно квартиры, большинство владельцев хостелов и мини-отелей в жилфонде платят немалые налоги.
Разберемся в ситуации на примере туристического Санкт-Петербурга. Проспект Литейный в северной столице России – одна из крупнейших магистралей города. Район действительно шумный и знаменитый своими огромными коммуналками – по 300-400 квадратных метров. Государство когда-то озаботилось расселением «соседей по неволе», доставшихся современности в качестве отголоска советского прошлого. И если при Союзе у коммунальных жителей была надежда на скорое расселение, то сейчас мечты «разъехаться» сводятся к нулю. До сих пор, коммуналки, в которых проживают порой до 10 семей, не искоренены – бич повседневной реальности в крупных городах. Только в Санкт-Петербурге в них продолжают жить около 233 тысяч семей.
В 90-е на помощь заложникам программы по расселению коммунальных квартир пришли представители бизнеса: они выкупали их имущество, предоставляя взамен собственникам комнат полноценное квартиры. В огромных многогабаритных коммуналках после расселения в основном располагались мини-отели и хостелы.
Отельеры, чтобы не отпугивать клиентов грязными подъездам, естественно, приводили в порядок не только свою собственность, но и общую территорию. Это и ремонт в подъездах, и установка систем видеонаблюдения, а также элементарных предметов безопасности, таких кодовые замки и др. Здесь стоит отметить, что в Санкт-Петербурге порядка 85% отлей, находятся именно в жилом фонде, еще 15% номерной фонд отелей.
Предприниматели, чей легальный бизнес теперь под угрозой закрытия, призывают представителей Госдумы трезво оценить ситуацию и разделить на законодательном уровне владельцев, сдаваемых апартаментов на две категории – на честных налогоплательщиков и черных «отельеров».
Игорь Мельцер – один из владельцев мини-гостиницы, которую он открыл на третьем этаже на базе старенькой коммуналки еще в 90-е годы.
Тогда он расселил 11 семей, которые возможно без его предложения так и коротали бы свои дни, ожидая момента, когда и до них доберется госпрограмма. Всем бывшим соседям он купил по квартире. Теперь оказался в ситуации похлеще, чем те, кого он обеспечил жильем.
Для ведения бизнеса предприниматель взял кредит – 65 млн рублей. Он ежемесячно банку выплачивает по миллиону. Ему остается надеяться, что власти Санкт-Петербурга примут правильное решение и разрешат вести бизнес в уже расселенных квартирах. По его мнению, город от этого получит только плюс, так как технически найти инвестора, который купил бы большую коммунальную квартиру, а всем жильцам дал отдельное жилье и не эксплуатировал эту площадь в каких-то экономических целях – практически нереально. Если городские чиновники не откликнутся, то Игорь попросту не сможет оплачивать кредит и вскоре окажется в тюрьме, а 10 работников отеля, которых он официально трудоустроил, будут вынуждены заняться поисками новой работы.
«Если такой закон будет принят, я думаю, что я пойду в тюрьму, – говорит отельер. – Я не смогу выплатить этот долг, соответственно, банк за какие-то копейки заберет эти помещения». По словам Игоря, пресловутый «закон Хованской», может в принципе убить бизнес на корню. «В банках, например, существует такая ситуация: допустим, они готовы давать деньги под развитие бизнеса и есть служба андеррайтинга, которая старается эти деньги никому не дать. Вот значит такая же ситуация сейчас сложилась и с Галиной Петровной. Весь город и весь бизнес с учетом наших экономических санкций пытается как-то выжить, а, похоже, что Галина Петровна (Хованская – ред) работает на США, чтобы убить бизнес на корню, тем самым помочь Америке заглушить Россию», – говорит Игорь.
В год за свой скромный отель бизнесмен отчисляет порядка 500 тысяч рублей налогов. При этом он подчеркивает, что власти должны были заняться более мелкими арендодателями, которые не отчисляют никаких налогов в казну.Он предупреждают, что вероятность того, что владельцы квартир уйдут в «тень», теперь увеличится в разы.
Такие частники ухудшают и ситуацию по антитеррору: своих гостей они не регистрируют, кроме того, в квартирах нет видеокамер. В тоже время во всех отелях стоят камеры, поэтому по программам ОВД всегда можно отследить, кто является клиентом средств размещения.
«Я могу сказать так, вы придите в любую коммуналку, где люди по 30 лет живут в квартирах, и спросите, готовы ли они ждать 30 лет или они готовы уехать в любую другую квартиру, отдав свое жилье под отель или любую другую коммерческую структуру, – негодует Игорь. – Я думаю, что люди будут готовы. Я много в жизни расселял коммуналок, и я видел глаза людей, которые получили отдельные квартиры, у которых своя ванная и в эту ванную никто не «гадит», у них просто всегда слезы наворачиваются. Поэтому я думаю, что расселение коммуналок в Санкт-Петербурге – это большая помощь городу».
Если принимать закон, то необходимо учесть тот факт, что в некоторых питерских парадных, например, работают по четыре отеля. С учетом этого таким отелям необходимо помочь перевестись в нежилой фонд, изменив правила перевода, которые сегодня не опираются на «табу», лоббируемом Хованской.
«Если в парадной четыре этажа, которые используется под отели, а на последнем существуют еще квартиры, то можно разрешить перевод в нежилой фонд, – советуют эксперты. – Тогда соседи на последнем захотят расселиться, а отельеры с удовольствием подыщут инвестора. Связано это с тем, что среди контингента коммуналок, к сожалению, попадаются аморальные личности, которые отравляют жизнь не только своим соседям по квартире, но всего подъезда».
Несомненно, что «закон Хованской» в сегодняшний редакции ударит по малому бизнесу. Он отправит вчерашних предпринимателей, не осиливших процентной кабалы за расселение жильцов коммунальных квартир, за решетку. Отразится это и на внутреннем турбизнесе в целом. Средний класс, выбирающий недорогие хостелы и мини-отели, чтобы посмотреть мир, не потянет дорогие гостиницы, поэтому в «гости» туристов ждать не придется.
Остается только надеяться, что власти Санкт-Петербурга не забудут о малом бизнесе, хотя бы частично устранившем позорное и неизжитое явление – коммуналка.
Юлия Белова
checheninfo.ru