Житель Грозного Абдулла Боков в детстве обожал передачу "Клуб кинопутешественников" и мечтал повидать мир. Но, когда вырос, получилось наоборот: он сам стал для иностранных гостей окном в Чечню. Сейчас Абдулле 39 лет, он преподаёт английский язык в Грозном и показывает иностранным туристам родной край: открывает его сложную историю, рассказывает о традициях и кормит экзотическими блюдами.
Абдулла вспоминает, что интерес к иностранным языкам и путешествиям у него появился ещё в советское время. В то время выехать за границу было сложно, но его родителям это сделать удалось. Вернувшись, они много рассказывали о поездке, и эти рассказы произвели на мальчика неизгладимое впечатление.
"А потом, выражаясь современным языком, я подсел на передачу "Клуб кинопутешественников Юрия Сенкевича", – вспоминает Абдулла. – Мне все это очень нравилось, было очень интересно".
Когда Абдулла вырос, на выбор его будущей профессии большое влияние оказал его дядя: он в советские годы часто слушал передачи Радио Свобода на английском языке и переводил услышанное для родственников на чеченский.
"Сначала я думал: он действительно это понимает, переводит? Или притворяется? – смеется Абдулла. – Но потом оказалось, что он действительно понимал все! И поэтому у меня тоже появился интерес к иностранным языкам".
Английскому и французскому Боков учился в Пятигорском лингвистическом университете. Учеба как раз пришлась на Вторую чеченскую войну. Используя свое знание английского, Абдулла устроился на работу в Красный Крест, который в то время работал в республике, помогал людям, пострадавшим от боевых действий.
Но вскоре Красный Крест сократил штат, а потом и вовсе прекратил работу на территории Чечни из-за разногласий с местными властями. Абдулла стал педагогом и начал преподавать английский детям и подросткам в частной школе. У здания школы, где он работает, долгая и интересная история: в 1904 году прадед Бокова по материнской линии организовал в нем медресе, где детей учили татарскому языку. С приходом к власти большевиков предки Абдуллы добровольно передали здание советской власти, но в 80-е годы сумели выкупить его обратно. Помимо преподавания языка Абдулла активно развивает в Чечне иностранный туризм. По его словам, всё началось с того, что однажды его уехавший в Германию друг попросил Бокова передать ключи от квартиры гостю, который приехал из-за рубежа посмотреть Чечню и Грозный.
"Ну я взял ключ, на следующий день отдал ему: гостем оказался американец, который на велосипеде приехал сюда из Норвегии, он несколько месяцев путешествовал, – вспоминает Абдулла. – Это был первый случай, когда я просто гулял по своему городу и рассказывал гостю, что где есть, беседовал с иностранцем". В итоге гость вместо запланированных двух дней в Чечне провёл две недели и на прощание посоветовал Бокову зарегистрироваться на сайте каучсерферов. После этого Абдулла начал получать запросы от иностранцев, желающих посетить Чечню. Постепенно гостей становилось все больше, и сегодня Абдулла уже не знает, кто он больше: учитель или экскурсовод. Некоторым гостям даже приходится отказывать, потому что сил на все экскурсии не хватает.
"Есть компании, которые занимаются русскоязычными туристами, но я искал свою нишу", – говорит Абдулла. – Сюда приезжают люди с опытом, которые уже много попутешествовали. И которые понимают, что не стоит полностью основывать свое мнение о регионе на том, что пишут СМИ. О Чечне существуют примерно такие же стереотипы, как о Саудовской Аравии: что тут всех заставляют укрыть волосы, укутаться. Что тут запрещено что-то делать, и что если это сделать – тебя сразу побьют". "В итоге они видят девушек без хиджаба и спрашивают: "А что, полиция их не арестовывает? – замечает Боков. – Или они видят женщин, которые путешествуют автостопом и спрашивают: как это? Но надо понимать, что каждый чеченец в женщине в первую очередь видит свою родственницу: мать или сестру".
Абдулла с удовольствием показывает, как Чечня изменилась после войны, за последние 10-15 лет: "15 лет назад были блокпосты, в Грозном вообще через каждые 500 метров. На них регулярно останавливали молодых людей, которые потом пропадали. А сейчас никаких проблем нет, честно, – замечает он. – Разве что могут возникнуть проблемы, если кто-нибудь приедет с политической агитацией". В будущем Абдулла мечтает организовать для своих учеников языковую практику за рубежом на постоянной основе, а для иностранных туристов – построить гостиницу.
"Чечня, ну скажем так, пока не может предложить люксовый туризм, но Чечня может, как и все остальные республики Кавказа, предложить истинное, я бы сказал, кавказское гостеприимство", – говорит учитель.