ДАЙДЖЕСТ: |
Амбициозная инициатива "Один пояс - один путь", представленная Пекином в 2013 году, соединит Китай с Европой через новые или расширенные сухопутные и морские транзитные коридоры. Целью проекта, как заявляют китайские власти, является продвижение торговли и экономического роста всех вовлеченных стран. С момента создания инициативы Китай инвестировал около $90 млрд в виде кредитов зарубежным странам для строительства крупных инфраструктурных проектов, включая создание автомобильных дорог, железных дорог и портов по всей территории Евразии. Южнокавказский регион с его важными транзитными маршрутами, связывающими Восток и Запад, имеет крайне важное геостратегическое значение. Поэтому Китай ищет новые возможности для углубления взаимодействия со странами региона, что, в свою очередь, придает дополнительный импульс развитию стратегических региональных транзитных проектов, таких как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, Транскаспийский международный транзитный маршрут, транзитный коридор Юг-Запад и др. Все вышеупомянутые транзитные проекты имеют важнейшее геополитическое значение и будут способствовать усилиям Китая по поставке своих товаров на западные рынки через Южный Кавказ.
На этом фоне Баку стремится расширить и активизировать двустороннее сотрудничество с Пекином, надеясь заполучить больше инвестиций. В ходе визита президента Алиева в Китай представители азербайджанских компаний, входивших в делегацию, подписали десять новых соглашений о сотрудничестве со своими китайскими коллегами. В общей сложности были заключены сделки на сумму $821 млн. Обсуждалось строительство Сумгаитского химико-промышленного парка для производства автомобильных шин, тепличного комплекса площадью 300 гектаров в Кюрдамирском районе Азербайджана, а также парков агропромышленного развития в Губинском, Гёйчайском и Хачмазском районах. Помимо этого, стороны подписали соглашения о создании Азиатско-европейского телекоммуникационного коридора в рамках программы "Азербайджанский цифровой хаб", о координации ежегодного транзита 2500 контейнеров через Транскаспийский транспортный коридор и об экспорте азербайджанского вина в Китай.
Перед встречей с лидером КНР Си Цзиньпином Алиев провел несколько встреч с представителями ведущих китайских фирм, в том числе Huawei, China Poly Group, China Telecommunication Company, China CAMC Engineering Co., подчеркнув огромный интерес Баку к прямым инвестициям Китая. Азербайджанский лидер также упомянул о привлечении большего объема китайских инвестиций для развития региональных инфраструктурных проектов несколькими днями ранее в интервью китайскому агентству новостей "Синьхуа: "В Азербайджане успешно работает целый ряд китайских компаний, и мы хотели бы, чтобы еще больше фирм присутствовало в нашей стране в качестве инвесторов, трейдеров и подрядчиков. Товарооборот между нашими странами составляет $1,3 млрд, а импорт из Китая вырос на 40%".
Переговоры по экономическому сотрудничеству находились на первом месте в повестке дня Си Цзиньпина и Алиева, но они также обсудили некоторые политические вопросы. В частности, китайский лидера заявил, что КНР поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Это заявление приветствовались в Баку. Хотя Азербайджан хотел бы видеть более активную позицию Китая в отношении урегулирования карабахского конфликта с Арменией, важно иметь в виду, что исторически Пекин всегда предпочитал не углубляться в этот вопрос. При этом китайские власти неоднократно заявляли о своей поддержке нынешнего переговорного процесса по урегулированию конфликтов в рамках международного права и соответствующих резолюций ООН.
В отличие от переговоров с китайским коллегой, на переговорах с президентом России Владимиром Путиным на полях форума Алиев свободно обсуждал недавний процесс мирных переговоров по Карабаху. Россия никогда открыто не выражала возражения против углубления китайско-азербайджанского сотрудничества, хотя она надеется сохранить свои позиции в качестве крупнейшего торгового и стратегического партнера Азербайджана. Учитывая это, Алиев и Путин договорились провести в августе следующий трехсторонний саммит Москва-Баку-Тегеран в России.
Благодаря участию в ряде трансконтинентальных транзитных коридоров, финансируемых Китаем в рамках инициативы "Один пояс - один путь", Азербайджан имеет все шансы получить наибольшую выгоду от этих инфраструктурных проектов. По словам сторонников инициативы, она позитивно повлияет на экономический рост в регионе и позволит укрепить связи Евразии с Западом. Если говорить конкретно о регионе Южного Кавказа и Азербайджане, можно ожидать, что присутствие Китая будет продолжать расширяться за счет совместной работы над многообещающими проектами в области энергетики, логистики и торговли.
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев принял делегацию Палаты представителей США
АЗЕРБАЙДЖАН. Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. День национального возрождения отмечается в Азербайджане
АЗЕРБАЙДЖАН. Лейла Алиева приняла участие в круглом столе по охране Каспийского моря на COP29
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра